Работа в море на рыбопромысловых судах: как стать моряком, трудоустройство, условия работы
Море не останется без людей. Романтика дальних походов, волны и брызги солёной воды, хлопают паруса, а в действительности – тяжёлый изнуряющий труд, железная дисциплина. Но немного прожив на берегу, корабельщик опять рвётся назад.
Насущный вопрос, как стать флотским специалистом, что для этого надо. Работа в море на рыбопромысловых судах без специального образования запрещена. Нет альтернативы, кроме законного пути. Речь пойдёт о рядовых должностях. Сначала надо понять, какое дело нравится больше. Для этого определиться, где нужно будет работать: в палубной команде – боцман, матросы, кадет; в машинном отделении – мотористы и ученик; на камбузе – повар и стюард. Чтобы стать офицером, нужно высшее или среднее профильное образование. Три месяца потребуется, чтобы обучиться на матроса-моториста, плюс практика в море; для выполнения обязанностей в обслуге – до 30 дней. Чтобы приступить к работе, нужно документальное подтверждение, которые выдаёт профильная администрация: рабочий диплом, паспорт моряка, справка о прохожлении медицинской комиссии, СОЛАС. Проверку годности здоровья будут осуществлять специальные врачи, у которых есть допуск. А еще необходимо пройти шлюпочный курс, сделать необходимые прививки, сдать зачёт по английскому языку. Если все есть – добро пожаловать. Работа в море на рыбопромысловых судах ждёт желающих.
Как приступить?
Наконец, получен пакет необходимых документов. Кем начинать: матросом или мотористом? Проверить характер, чтобы устроиться на рыболовецкое судно – это будет началом. Первый опыт работы с техникой и оборудованием. Опробовать волевые качества. Научиться общаться с людьми: у каждого личная жизнь, вероисповедание, национальная особенность, темперамент и умонастроение. При трудоустройстве возможна вероятность попасть на «левое» судно, там вкалывают на износ. Добавочно работа «подай-принеси» на рыбной линии. Это здоровья не прибавляет. Становиться роботом, а не матросом не всем придется по душе. Часто работа в море на рыбопромысловых судах навсегда отбивает желание возвращаться назад. Труд на корабле – каторга, без шуток и преувеличений. Другой минус – дефицит надёжных компаний, набирающих команды на сейнер, и кораблей. Гораздо больше аферистов, комплектующих экипажи на ржавые калоши.
Трудоустройство
Если вас интересует работа в море на рыбопромысловых судах, Мурманск распахивает гостеприимные объятия, но требует российского гражданства. Наниматель берёт оплату проезда на себя, бронирует электронный билет. За процедуру трудоустройства платить не надо. Страда предстоит в Охотском и Баренцевом море. Заработок 86 тысяч рублей – это минимум. Оформление по трудовому кодексу. Устроиться можно только при наличии документального подтверждения профильной профессии. Учиться на матроса нужно в специализированных тренажерных центрах портовых городов. Необходимы: диплом, паспорт моряка, мореходная книжка.
Промысел
Траловый лов – распространённый способ добычи рыбы в мире. На постановку сети уходит мало времени, в этом преимущество. Большие уловы, до 120 тонн за подъем, делают такой способ приоритетным. Но попадает в сеть и донная флора, что губительно для океанских вод. Трудность заключается в том, что на разборку улова уходит много времени, требуется сноровка, чтобы обработать, рассортировать и загрузить в холодильные камеры рыбу для заморозки.
Тип судна влияет на производительность: на одних производится только заморозка, на других – изготавливают полуфабрикаты, из отходов – рыбий жир и муку; на третьих – полноценных плавучих производствах – делают консервы. В эксплуатации есть суда, перерабатывающие до 150 тонн рыбы в сутки. Такие заводы уходят в автономное плавание на срок до полугода и больше. Районы промыслов — весь мировой океан, список компаний, имеющих рыбопромысловые суда, легко найти.
Издержки профессии
Нехватка рабочей силы в краях с тяжёлыми климатическими условиями – не новость. Включая рыбопромысловые суда. Вот и ехали добровольцы за длинным рублём. Заработки и правда, большие, но доставались непросто. Работа на рыболовных судах в штормовом море, тяжёлая и отупляющая однообразием, в течение нескольких месяцев настраивает на грустные мысли. Восстановиться, или отвлечься не получается. К тому же условия далеко не комфортные. Постоянная качка, вибрация судна – не каждый выдержит. В совокупности это требует физических сил, здоровья и мобилизации духа. Угнетённость накапливается, мысли удручающие – нужна разрядка. Выброс энергии наступает после рейса и получения немалых денег в рыболовецкой конторе. Семьи за тысячи километров, остановить некому. Начинается загул. Сначала с ресторана, а заканчивался в притоне без копейки. Приходилось вновь идти в рейс, чтобы заработать и отвезти деньги семье. Так повторялось неоднократно, но сохранить заработанное не удавалось.
На работе эти отголоски тоже сказывались из-за употребления алкоголя: лишение премий, понижение в должности. В итоге человека списывали, и работа в море на рыбопромысловых судах на этом заканчивалась, начиналось падение человеческой личности. Далеко не каждый моряк отдыхает подобным образом, однако назвать это исключением из правил нельзя.
Заработок
Ежегодно во время лососёвой путины возобновляется работа в море на рыбопромысловых судах. Сахалин и Камчатка принимают тысячи людей. Потребность в обученных специалистах велика. У большинства приехавших на сезон нет опыта работы. Раздражает текучка кадров: отпахав сезон, часть рабочих возвращается обратно. Может, не понравилось, или пристрастие к алкоголю сыграло роль. При разделке применяется преимущественно ручной труд, и умение работать специальным ножом ценится, заработок бригады зависит от этого напрямую. В почёте обработчики с опытом и ранее работавшие на плавбазах: обучены, укомплектованы необходимыми документальными подтверждениями. Такие курсы действуют в Приморском крае. Получившим образование выдаются удостоверения. На Сахалине такого нет. Сегодня матрос-обработчик получает до 120 тыс. рублей. На земле моряк чувствует себя чужаком, тоскует по понятному и размеренному образу жизни, в которой экипаж стал семьёй, где каждому уготовано место, на котором он необходим и полезен. Грезится водный простор, палуба под ногами, солёный ветер, новые страны.
Работа в море – плюсы и минусы
Пожалуй, ни одна другая профессия не вызывает столько споров, как профессия моряка. Некоторые называют много причин, почему не стоит идти в море, другие же мечтают о подобной работе. Мы не собираемся занимать какую-либо сторону и просто перечислим положительные и отрицательные стороны профессии моряка.
Начнем с плюсов:
1. Высокие зарплат. Конечно, высококлассный специалист и на суше может заработать хорошие деньги, однако если сравнить средние зарплаты в море и на берегу, то очевидно, что среднестатистический моряк имеет высокий доход. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто просмотреть вакансии для моряков на нашем сайте. При этом в морской нефтегазовой отрасли уровень зарплат еще выше. Так что если вы желаете в разумные сроки накопить на квартиру, машину и дачу, то работа в море – это один из реальных путей.
2. Быстрый карьерный рост. Если начать морскую карьеру достаточно рано и грамотно ее спланировать, то уже к 30 годам можно стать капитаном. На берегу быстро продвинуться по карьерной лестнице гораздо сложнее.
3. Полное обеспечение во время работы в море. Пока моряк работает на судне, судовладелец полностью оплачивает питание, рабочую одежду, перелеты, гостиницы и др. Т.е. отсутствуют обычные ежедневные расходы, которые неизбежны на берегу. Особенно это удобно для тех, кто копит деньги.
4. Возможность посмотреть мир и попутешествовать. Даже с учетом тенденции к уменьшению времени нахождения судна в порту, у моряков остается возможность побывать в разных местах нашей планеты, что недоступно рядовому обывателю. Кроме того, автор лично знает нескольких моряков, которые после окончания контракта не возвращаются домой, а проводят время в экзотических странах. Моряк, по большому счету, может легко поменять свое место жительства без какого либо ущерба для своей работы и доходов.
5. Длительный отпуск. Большинство моряков отдыхает 4-6 месяцев в году. Ни одна специальность на берегу не сможет похвастаться такой продолжительностью отдыха.
6. Возможность лучше узнать культуру других стран, работая в интернациональном экипаже. Большинство современных экипажей состоит из моряков разных национальностей. Работая на судне, можно лучше ознакомиться с особенностями и привычками представителей других культур, а также попробовать кухни разных народов мира. Кроме того, это отличная возможность для совершенствования знаний иностранных языков.
7. Возможность найти высокооплачиваемую работу на берегу. Многие компании, работающие в морской сфере, при найме сотрудников зачастую отдают предпочтение кандидатам с серьезным морским опытом. Как правило, зарплаты в таких фирмах сравнимы или незначительно меньше зарплат в море.
8. Востребованность. Большинство современных перевозок на длинные расстояния осуществляется морем, других столь экономически эффективных способов транспортировки грузов человечество еще не придумало. Кроме того, человечество наращивает темпы освоения океанов, поэтому моряки без работы не останутся. Даже несмотря на мировой кризис, согласно последним отчетам BIMCO, существует некоторый дефицит офицерских кадров.
Минусы:
1. Тяжелый физический труд. Работа в море по большому счету совсем не сахар, рабочий день часто превышает 12 часов, отсутствуют выходные, кроме того на усталость влияет вахтовый метод работы 6 через 6 часов и постоянная смена часовых поясов. Также зачастую приходиться работать либо на жаре в тропиках, либо наоборот замерзать в северных широтах. Не стоит забывать и о постоянной качке, особенно в зимнее время года.
2. Опасность для здоровья. Работа в море достаточно травмоопасна и чревата серьезными последствиями при несоблюдении правил безопасности. Некоторые типы судов занимаются перевозкой легковоспламеняющихся и токсичных грузов, кислот и др, и это тоже добавляет риска профессии моряка. Также на большинстве судов нету врача, поэтому вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь не всегда возможно.
3. Разлука с близкими. Хотя в последнее время имеется тенденция к сокращению сроков контракта, среднестатистический моряк оторван от семьи примерно 6-8 месяцев в году. Однако эту проблему несколько позволяет нивелировать развитие современных средств связи и интернет.
4. Пираты. Зачастую суда проходят через опасные зоны, и существует серьезный риск подвергнуться пиратскому нападению. Огнестрельное оружие запрещено к хранению (и использованию) на торговых судах, поэтому при нападении пиратов моряки фактически беззащитны. В лучшем случае судно просто подвергается ограблению, в худшем пираты могут держать моряков по многу месяцев в плену в ожидании выкупа.
5. Нахождение в замкнутом пространстве. Работа и жизнь моряка в море ограничена размерами судна. Хорошо, если судно спроектировано по высоким стандартам уровня жизни с большими помещениями и местами для отдыха, потому что до сих пор существует много судов с маленькими каютами, общими туалетами и душевыми, где отсутствуют какие-либо дополнительные удобства, например, сауны, тренажерные залы и др. Кроме тесноты на психику влияет длительное нахождение с одними и теми же людьми в экипаже. Впрочем, при работе на коротких контрактах эта проблема не так актуальна.
6. Дороговизна обучения и необходимость регулярно менять морские сертификаты. Одним из минусов работы моряка является регулярная необходимость проходить переподготовку, обновлять сертификаты и подтверждать рабочие дипломы. Это не только отнимает время отдыха, но и стоит весьма приличных денег. Некоторые судовладельческие компании в качестве бонусов за работу, готовы взять расходы на обучение на себя.
7. Отсутствие государственной пенсии. Во многих странах моряки не платят взносы в пенсионный фонд и зачастую вообще не платят налоги. Поэтому рассчитывать на нормальную пенсию в преклонном возрасте не приходится. Так что забота о проживании в старости полностью ложится на плечи моряка.
Как начать работу в море? Как стать моряком?
Квалифицированная работа в море БЕЗ морского образования НЕВОЗМОЖНА. Никаких обходных путей, кроме как получение образования нет.
Куда податься? В целом, карьеру в море можно разделить на три пути:
- палубная команда
- машинная команда
- обслуживающий персонал
Каждая карьерная ветка имеет свою иерархию, примерно как в армии, и оплату, соответствующую рангу/позиции. Чем выше – тем больше денег. Должности указаны по убыванию старшинства.
Палубная команда:
- Офицеры: (обязательно спец. морское образование)
- Капитан
- Старший помощник
- Второй помощник
- Третий помощник
- Рядовые: (достаточно курсов)
- Боцман
- Матрос первого класса (Able seaman)
- Матрос второго класса (Ordinary Seaman)
- Кадет
Машинное отделение:
- Офицеры: (обязательно спец. морское образование)
- Старший механик
- Второй механик
- Третий механик
- Четвертый механик
- Рядовые: (достаточно курсов)
- Моторист первого класса (Motorman Grade 1)
- Моторист второго класса (Oiler/Wiper)
- Кадет
Камбуз: (достаточно курсов)
- Повар
- Стюард
- Месс-бой
Здесь указаны только основные должности. Есть и другие должности на судах, но они появляются в зависимости от типа судна, его состояния, размера и проводимых работ на судне.
Первые ступени в этих карьерах таковы:
- Палубная команда: ordinary seaman
- Машинная команда: motorman(grade 2)/oiler/wiper
- Обслуж. перс.: steward или mess boy
В море есть понятие «рядовой» и «офицер». Эти первые ступени — рядовые. На них быстрее можно выучиться, но офицером при таком быстром образовании не стать. Чтобы стать офицером нужно поступать в ВУЗ или какое-то морское училище.
Примерное время, требующееся для получения квалификации рядового:
- Матрос/моторист – 3 месяца + практика в море*
- Обслуживающий персонал – от 2 недель до месяца*
* Время отличается в зависимости от страны
Обычно иерархия механиков и судоводителей параллельна и в равной степени оплачивается. То есть как у судоводителей, так и у механиков примерно одинаковое начало и одинаковый потолок роста. Так что выбирайте просто по вкусу. Мотористы работают по механике, матросы – по палубе. К чему душа ближе, туда и идите. Вообще, на текущий момент, механиков больше не хватает в мире. Так что механикам относительно проще найти работу.
У обслуживающего персонала (особенно на торговом флоте, т.е. не на пассажирском) перспектив роста меньше, но и начать там работать проще и быстрее. Часто отмечаются случаи нерегулярности работы, нелояльности работодателя и прочие неприятности. Такова уж участь неквалифицированного персонала. Но сюда можно пойти, попробовать, что это такое вообще и потом уже решить, стоит ли связывать свою жизнь с морем или нет.
Что необходимо, чтобы начать работать в море?
Обязательно:
- Certificate of competency (по-русски «рабочий диплом»). Часто для обслуж. перс. не требуется рабочий диплом, но он рекомендуется.
- Seamans book, он же паспорт моряк.
- Медицинская комиссия.
- Basic Safety Course, он же СОЛАС.
Также рекомендуется:
- Матросам – Proficiency in Survival Craft Course (шлюпочный курс)
- Прививка от желтой лихорадки
- Знание английского на уровне, достаточном для получения приказов и рапортования об их исполнении
Если у Вас все это есть – Вы имеете право работать в море.
Где получить все эти документы?
- Certificate of competency. Рабочий диплом. Этот документ выдает государственный орган – морская администрация. Для его получения необходимо закончить курсы матроса (по конвенции STCW II/4), моториста (по конвенции STCW III/4) или стюарда. Иметь морской ценз, который требуется по местным законам. Этот ценз Вам должны обеспечить сами курсы. Но бывает, что практику приходится искать и самому. При получении рабочего диплома надо будет сдавать экзамен в морской администрации, на котором проверят, что Ваши знания соответствуют выбранной квалификации. Сроки курсов могут варьироваться. Но примерно матрос/моторист – 6 месяцев, стюард – 1-2 дня. Курсы должны быть лицензированы государственным органом. Можно поискать в Интернете списки лицензированных курсов и обратиться туда. Если найти не удастся, можно позвонить в Морскую Администрацию.
- Seaman’s book. В России – УЛМ и Мореходная книжка. Этот документ также выдает морская администрация. Для его получения обычно требуются: certificate of competency, свидетельство о пройденных курсах, фоторгафии. Поскольку процедура в разных странах разная, узнавайте подробности в Вашей морской администрации. Сроки выдачи от несольких дней (в срочном порядке) до месяца (в зависимости от страны).
- Медицинская комиссия. Это общее медицинское освидетельствование, которое подтверждает, что Вы достаточно здоровы, чтобы работать в море. Внимание: такую мед. комиссию могут производить только врачи, имеющие на это разрешение/сертификацию государственных органов. Не обращайтесь за этим просто к обычным терапевтам – такая справка не будет иметь силы. Список врачей, которые имеют на это право также узнавайте в морской администрации. Мед. комиссия выдается на специальном бланке на год или два и на ней должна быть ссылка на меджународную конвенцию ILO. Мед. комиссия обычно занимает 1 день.
- Basic Safety Course. Курс по безопасности, спасательным средствам, пожаротушению и прочим вещам. Проводится согласно конвенции STCW пункту VI/1. Ее имеют право проводить только морские тренажерные центры, имеющие на то разрешение морской администрации. По окончании выдается сертификат, годный 5 лет. Каждый 5 лет надо его перепроходить. Курс длится примерно 5 дней.
- Proficiency in Survival Crafts. Шлюпочный курс. Его также проводят морские тренажерные центры, как и Basic Safety. Проходит около 3 дней.
- Желтая лихорадка. Обычная прививка. Ее можно делать в любой клинике, которая таковую имеет. После прививки выдается желтая книжечка. Прививка годна 10 лет. Делается быстро, меньше дня. Однако, иногда для прививки требуется набрать группу и тогда это может занять больше.
Сколько стоит?
Опять же, это зависит от страны. Я приведу очень примерные цены. У кого есть точные цены – пишите сюда, я пополню список. Указываю в евро, т.к. эта статья подходит и для России, и для Украины, и для Прибалтики.
- Certificate of competency (для матроса или моториста) — 1000 евро — 3 месяца + практика в море
- Certificate of steward – 50 евро – 1-3 дня
- Basic Safety – 150 евро – 5 дней
- Seaman’s book – 70 евро – 1 неделя
- Мед. комиссия – 50 евро – 1 день
- Proficiency in Survival Crafts – 100 евро – 3 дня
Что дальше?
Получили все документы? Ай, маладца! Дальше надо идти в крюинговые компании и проситься на работу. Список крюингов можно найти в наших каталогах круингов. Звоните им, предлагайте себя. Они могут попросить заполнить анкету и прислать им. Поэтому заранее приготовьте ее. Анкету можно заполнить на http://www.crewplanet.eu и потом оттуда ее скачать. Эта анкета должна признаваться любым круингом.
Как всё устроено: Работа моряка
Матрос на торговом судне анонимно рассказал о том, чем филиппинцы на корабле отличаются от русских, о женах в порту и пиратах в море.
О деньгах
Я пошёл на моряка потому, что думал, буду путешествовать по всему миру, учить английский и ещё бабки за это получать. Все эти представления оказались неверными. Начнём с бабок: по столичным меркам, платят там мало, но для морских городов, откуда в основном и идут в моряки, деньги хорошие. По тысяче-полторы долларов в месяц. При этом ты полгода проводишь на корабле и ничего не тратишь. То есть при выходе у тебя в кармане около 6-9 тысяч.
Но за полгода социальные навыки атрофируются. Ты уже разучился нормально тратить деньги. Мой одногруппник пришёл из рейса в понедельник, а в четверг купил себе кабриолет. С европейскими номерами, нерастаможенный, скоро у него отвалилось колесо, надо было ремонтировать, а запчасти найти было очень трудно и дорого. Другой купил мотоцикл. Я сам – пятый iPhone, который сразу же потерял. Деньги улетают очень быстро, и снова надо идти в море.
О семьях
Личную жизнь иметь практически невозможно. Это только говорят, что у моряков в каждом порту по жене. С кем можно познакомиться за 6 часов, пока длится твой отгул? В каждом морском городе есть seamen’s клубы, в которых моряки могут бесплатно пользоваться интернетом, играть в бильярд, брать книжки почитать. Там и девушки есть. Но надо платить. Как вы понимаете, это трудно назвать нормальными отношениями. Есть ещё Manila бары, их по всему миру держат филиппинцы, они и вовсе нацелены на развлечение, там за 20 долларов можно купить себе «любовь». Чаще всего не моряков можно обвинить в неверности, а их жён. Помню, на нашем корабле как-то был большой праздник у филиппинской части экипажа. Громко гуляли – праздновали рождение ребёнка у одного матроса. На следующий день он ходил по палубе очень грустный: радость прошла, и он подсчитал, что не виделся с женой уже 10 месяцев.
О филиппинцах
Большая часть моряков – филиппинцы, около 80 %, потом украинцы, русские и индусы. Меньше всего – африканцев и поляков. В общем, всё это страны третьего мира, у которых нет других альтернатив. Все иностранные компании нанимают экипаж именно тут, потому что ни один европеец, американец или австралиец не согласится работать за такие деньги и в таких условиях.
Филиппинцы имеют свойство кучковаться, строить заговоры против других. Особенно если это филиппинцы в возрасте, молодые всё-таки больше склонны идти на контакт. Я был на судне, на котором на палубе, кроме меня, работало 11 филиппинцев, им было очень легко: они могли просто не разговаривать со мной на английском и подставлять перед начальством. Про индусов все говорят, что они ужасно воняют – надо сказать, что после рабочего дня мы все, наверное, не благоухали, но у индусов действительно какой-то особый запах.
Русским в море очень свойственна дедовщина. Стоит ему доработаться до самого мизерного офицера, он уже ходит и всем указывает, что делать, хотя ему по должности не положено. Кстати, такой национальный состав подразумевает, что английский язык ты на судне не выучишь. Так что и второе моё представление тоже неверным было. Там такие разговоры :«Ми ноу хэв!», «Вот ю гат». Если ты используешь конструкцию have been – тебя уже не поймут. Конечно, проблема не столько в национальности, сколько в том, что в моряки идут люди с довольно низким уровнем культуры.
О работе
Владеют суднами богатые украинцы, русские или европейцы. Кстати, если судно европейское, немецкое например, то экономить на всём будут ещё больше, чем на русском или украинском. Дают дурацкую еду, комбинезон рвётся через неделю, весь дырявый. Команда очень маленькая, так что работать приходится так много, что даже в душ не успеваешь сходить. Начинающие матросы с 8 утра до 6 вечера драят палубу. Отбивают ржавчину, замывают от соли, надстройку внутри моют. Есть большие судна, которые совершают длинные переходы через Атлантику по 20 дней. Там – рутинная работа. Есть судна поменьше, на котором работал я. Они как почтальоны ходят по Европе, в день может быть по три порта.
Это значит, что ты с 8 утра до 10 драишь палубу, потом готовишься к входу в порт, таскаешь длинные тяжёлые канаты, которыми привязывается корабль. Потом стоишь вахту то на трапе, то в грузовом отсеке. То есть как охранник следишь, чтобы на корабль никто не зашёл, или проверяешь документы на груз, следишь, чтобы не было повреждений.
Ты матрос, ещё молодой, но на тебе уже ответственность. Если погрузят контейнер помятый, а ты не сообщил об этом, не составил специальный акт о повреждении, то тебя могут списать и за свой счёт отправить с другого конца мира домой. Потому что эти контейнеры стоят очень дорого, внутри ценный груз. Потом ночью тебя могут поставить на вахту на капитанском мостике. На маленьком пароходе из-за такого расписания я часа 3-4 спал каждый день.
Вообще по нормативам у тебя должен быть сон и еда по чёткому расписанию, но если будешь качать права – тебя просто спишут по каким-то формальным причинам. Один раз я сказал начальнику, что не должен чего-то делать, потому что это не входит в мои должностные обязанности. Подошёл старпом и вежливо так спрашивает: «Олег, что такое? Не надо выебываться, мы тебе можем такую характеристику написать, что ты никогда в жизни работу не найдёшь. Если мы захотим тебя заставить – заставим, и не надо с нами идти на конфликт».
О пиратах
Мы были в Нигерии – стояли недалеко от порта, ждали своей очереди, чтобы войти и разгрузиться. А рядом с нами бункеровалось судно – нефть из танкера перекачивали на другое судно. Вдруг мы увидели, что к танкеру движутся небольшие рыбацкие лодки, только с очень мощными двигателями – пираты. С танкера стали подавать бедственные сигналы, кричать: «Пираты! Пираты!» Но мы не могли им помочь, а прибрежная полиция не торопилась. Пираты перерубили все концы, высадились в танкер, разграбили его. И только спустя 5-6 часов пришёл контроль, но ловить было уже некого. Все говорят, что они связаны с властями этих стран, вокруг которых грабят.
Я с пиратами сам не сталкивался – наши корабли были защищены: огорожены колючей проволокой, были люди с автоматами на судне.
Но вот корабль, на котором раньше плавал мой отец, захватили пираты, дали всем по морде, обокрали пароход, забрали капитана, стармеха и боцмана – и увезли в неизвестном направлении. Капитан был одессит, стармех – русский. За них ни выкупа не попросили, ничего. Всех остальных моряков потом с судна списали, компания не выплатила никакой страховки. О тех, кого украли, ничего не слышно.
Пираты довольно спокойно себя ведут. Такие чёрные голодные очень худые ребята. Они курят много травки, но действуют очень быстро . Подбираются к кораблю, закидывают кошки, забираются на палубу. Всех, кто пытается сопротивляться, убивают. Никто из моих близких не пострадал, но один мой знакомый видел человека, который сбежал от них на шлюпке. У них на корабле боцман начал сопротивляться, и его разрубили мачете. Тот парень немного свихнулся после этого – от страха, наверное.
О путешествиях
Иногда у тебя есть время выйти на палубу, посмотреть на закат. Часто рядом с кораблём плавают дельфины – они заплывают в зону перед кораблём, и поток воды несёт их вперёд – они так отдыхают. Видел огромных китов, в портах в Африке к нам забегали обезьянки. Но вот, в общем-то, и всё, что я видел. Сначала ты покупаешь себе крутую камеру и фотографируешь всё подряд. Но месяц на пятый ты про фотоаппарат забываешь. Устаёшь и привыкаешь к пейзажу.
Я был во всех европейских портах, заходил в Гану и Нигерию. Да, это удивительно и интересно: прибрежные бары, сторожи-негры в африканских портах. Но ты видишь не так много, и в основном не лучшую сторону страны. В припортовой зоне ведь в основном одна беднота.
Помню, сидел со мной на вахте негр и курил огромный косяк – я думал, такие только во взрослых мультфильмах бывают. Он показался мне отличным парнем, и когда он сказал: «My friend, can you give me chop-chop?» (а chop-chop – это у них «еда»), – я сходил и принёс ему свой ужин. После этого мы стояли в порту ещё около суток, и каждый раз, когда он меня видел даже издалека, он смотрел очень жалобными глазами и одними губами повторял: «Chop-chop».
Корабль предоставляет тебе возможность на чём-то сосредоточиться. Но чаще всего люди после тяжёлого дня сидят и смотрят телевизор на кухне. Там очень много филиппинских фильмов – они любят смотреть вестерны. У многих есть DVD-проигрыватели, они смотрят кино прямо в каюте. Я тоже до какого-то времени залипал в кино, пока не прочитал «Мартина Идена». После этого я скачал себе пособия по дизайну и несколько месяцев их штудировал. Сейчас я пытаюсь найти работу дизайнера, больше на судно я возвращаться не хочу. В офисе лучше.
Видео
Источники
Море не останется без людей. Романтика дальних походов, волны и брызги солёной воды, хлопают паруса, а в действительности – тяжёлый изнуряющий труд, железная дисциплина. Но немного прожив на берегу, корабельщик опять рвётся назад.
Насущный вопрос, как стать флотским специалистом, что для этого надо. Работа в море на рыбопромысловых судах без специального образования запрещена. Нет альтернативы, кроме законного пути. Речь пойдёт о рядовых должностях. Сначала надо понять, какое дело нравится больше. Для этого определиться, где нужно будет работать: в палубной команде – боцман, матросы, кадет; в машинном отделении – мотористы и ученик; на камбузе – повар и стюард. Чтобы стать офицером, нужно высшее или среднее профильное образование. Три месяца потребуется, чтобы обучиться на матроса-моториста, плюс практика в море; для выполнения обязанностей в обслуге – до 30 дней. Чтобы приступить к работе, нужно документальное подтверждение, которые выдаёт профильная администрация: рабочий диплом, паспорт моряка, справка о прохожлении медицинской комиссии, СОЛАС. Проверку годности здоровья будут осуществлять специальные врачи, у которых есть допуск. А еще необходимо пройти шлюпочный курс, сделать необходимые прививки, сдать зачёт по английскому языку. Если все есть – добро пожаловать. Работа в море на рыбопромысловых судах ждёт желающих.
Как приступить?
Наконец, получен пакет необходимых документов. Кем начинать: матросом или мотористом? Проверить характер, чтобы устроиться на рыболовецкое судно – это будет началом. Первый опыт работы с техникой и оборудованием. Опробовать волевые качества. Научиться общаться с людьми: у каждого личная жизнь, вероисповедание, национальная особенность, темперамент и умонастроение. При трудоустройстве возможна вероятность попасть на «левое» судно, там вкалывают на износ. Добавочно работа «подай-принеси» на рыбной линии. Это здоровья не прибавляет. Становиться роботом, а не матросом не всем придется по душе. Часто работа в море на рыбопромысловых судах навсегда отбивает желание возвращаться назад. Труд на корабле – каторга, без шуток и преувеличений. Другой минус – дефицит надёжных компаний, набирающих команды на сейнер, и кораблей. Гораздо больше аферистов, комплектующих экипажи на ржавые калоши.
Трудоустройство
Если вас интересует работа в море на рыбопромысловых судах, Мурманск распахивает гостеприимные объятия, но требует российского гражданства. Наниматель берёт оплату проезда на себя, бронирует электронный билет. За процедуру трудоустройства платить не надо. Страда предстоит в Охотском и Баренцевом море. Заработок 86 тысяч рублей – это минимум. Оформление по трудовому кодексу. Устроиться можно только при наличии документального подтверждения профильной профессии. Учиться на матроса нужно в специализированных тренажерных центрах портовых городов. Необходимы: диплом, паспорт моряка, мореходная книжка.
Промысел
Траловый лов – распространённый способ добычи рыбы в мире. На постановку сети уходит мало времени, в этом преимущество. Большие уловы, до 120 тонн за подъем, делают такой способ приоритетным. Но попадает в сеть и донная флора, что губительно для океанских вод. Трудность заключается в том, что на разборку улова уходит много времени, требуется сноровка, чтобы обработать, рассортировать и загрузить в холодильные камеры рыбу для заморозки.
Тип судна влияет на производительность: на одних производится только заморозка, на других – изготавливают полуфабрикаты, из отходов – рыбий жир и муку; на третьих – полноценных плавучих производствах – делают консервы. В эксплуатации есть суда, перерабатывающие до 150 тонн рыбы в сутки. Такие заводы уходят в автономное плавание на срок до полугода и больше. Районы промыслов — весь мировой океан, список компаний, имеющих рыбопромысловые суда, легко найти.
Издержки профессии
Нехватка рабочей силы в краях с тяжёлыми климатическими условиями – не новость. Включая рыбопромысловые суда. Вот и ехали добровольцы за длинным рублём. Заработки и правда, большие, но доставались непросто. Работа на рыболовных судах в штормовом море, тяжёлая и отупляющая однообразием, в течение нескольких месяцев настраивает на грустные мысли. Восстановиться, или отвлечься не получается. К тому же условия далеко не комфортные. Постоянная качка, вибрация судна – не каждый выдержит. В совокупности это требует физических сил, здоровья и мобилизации духа. Угнетённость накапливается, мысли удручающие – нужна разрядка. Выброс энергии наступает после рейса и получения немалых денег в рыболовецкой конторе. Семьи за тысячи километров, остановить некому. Начинается загул. Сначала с ресторана, а заканчивался в притоне без копейки. Приходилось вновь идти в рейс, чтобы заработать и отвезти деньги семье. Так повторялось неоднократно, но сохранить заработанное не удавалось.
На работе эти отголоски тоже сказывались из-за употребления алкоголя: лишение премий, понижение в должности. В итоге человека списывали, и работа в море на рыбопромысловых судах на этом заканчивалась, начиналось падение человеческой личности. Далеко не каждый моряк отдыхает подобным образом, однако назвать это исключением из правил нельзя.
Заработок
Ежегодно во время лососёвой путины возобновляется работа в море на рыбопромысловых судах. Сахалин и Камчатка принимают тысячи людей. Потребность в обученных специалистах велика. У большинства приехавших на сезон нет опыта работы. Раздражает текучка кадров: отпахав сезон, часть рабочих возвращается обратно. Может, не понравилось, или пристрастие к алкоголю сыграло роль. При разделке применяется преимущественно ручной труд, и умение работать специальным ножом ценится, заработок бригады зависит от этого напрямую. В почёте обработчики с опытом и ранее работавшие на плавбазах: обучены, укомплектованы необходимыми документальными подтверждениями. Такие курсы действуют в Приморском крае. Получившим образование выдаются удостоверения. На Сахалине такого нет. Сегодня матрос-обработчик получает до 120 тыс. рублей. На земле моряк чувствует себя чужаком, тоскует по понятному и размеренному образу жизни, в которой экипаж стал семьёй, где каждому уготовано место, на котором он необходим и полезен. Грезится водный простор, палуба под ногами, солёный ветер, новые страны.
Работа в море – плюсы и минусы
Пожалуй, ни одна другая профессия не вызывает столько споров, как профессия моряка. Некоторые называют много причин, почему не стоит идти в море, другие же мечтают о подобной работе. Мы не собираемся занимать какую-либо сторону и просто перечислим положительные и отрицательные стороны профессии моряка.
Начнем с плюсов:
1. Высокие зарплат. Конечно, высококлассный специалист и на суше может заработать хорошие деньги, однако если сравнить средние зарплаты в море и на берегу, то очевидно, что среднестатистический моряк имеет высокий доход. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто просмотреть вакансии для моряков на нашем сайте. При этом в морской нефтегазовой отрасли уровень зарплат еще выше. Так что если вы желаете в разумные сроки накопить на квартиру, машину и дачу, то работа в море – это один из реальных путей.
2. Быстрый карьерный рост. Если начать морскую карьеру достаточно рано и грамотно ее спланировать, то уже к 30 годам можно стать капитаном. На берегу быстро продвинуться по карьерной лестнице гораздо сложнее.
3. Полное обеспечение во время работы в море. Пока моряк работает на судне, судовладелец полностью оплачивает питание, рабочую одежду, перелеты, гостиницы и др. Т.е. отсутствуют обычные ежедневные расходы, которые неизбежны на берегу. Особенно это удобно для тех, кто копит деньги.
4. Возможность посмотреть мир и попутешествовать. Даже с учетом тенденции к уменьшению времени нахождения судна в порту, у моряков остается возможность побывать в разных местах нашей планеты, что недоступно рядовому обывателю. Кроме того, автор лично знает нескольких моряков, которые после окончания контракта не возвращаются домой, а проводят время в экзотических странах. Моряк, по большому счету, может легко поменять свое место жительства без какого либо ущерба для своей работы и доходов.
5. Длительный отпуск. Большинство моряков отдыхает 4-6 месяцев в году. Ни одна специальность на берегу не сможет похвастаться такой продолжительностью отдыха.
6. Возможность лучше узнать культуру других стран, работая в интернациональном экипаже. Большинство современных экипажей состоит из моряков разных национальностей. Работая на судне, можно лучше ознакомиться с особенностями и привычками представителей других культур, а также попробовать кухни разных народов мира. Кроме того, это отличная возможность для совершенствования знаний иностранных языков.
7. Возможность найти высокооплачиваемую работу на берегу. Многие компании, работающие в морской сфере, при найме сотрудников зачастую отдают предпочтение кандидатам с серьезным морским опытом. Как правило, зарплаты в таких фирмах сравнимы или незначительно меньше зарплат в море.
8. Востребованность. Большинство современных перевозок на длинные расстояния осуществляется морем, других столь экономически эффективных способов транспортировки грузов человечество еще не придумало. Кроме того, человечество наращивает темпы освоения океанов, поэтому моряки без работы не останутся. Даже несмотря на мировой кризис, согласно последним отчетам BIMCO, существует некоторый дефицит офицерских кадров.
Минусы:
1. Тяжелый физический труд. Работа в море по большому счету совсем не сахар, рабочий день часто превышает 12 часов, отсутствуют выходные, кроме того на усталость влияет вахтовый метод работы 6 через 6 часов и постоянная смена часовых поясов. Также зачастую приходиться работать либо на жаре в тропиках, либо наоборот замерзать в северных широтах. Не стоит забывать и о постоянной качке, особенно в зимнее время года.
2. Опасность для здоровья. Работа в море достаточно травмоопасна и чревата серьезными последствиями при несоблюдении правил безопасности. Некоторые типы судов занимаются перевозкой легковоспламеняющихся и токсичных грузов, кислот и др, и это тоже добавляет риска профессии моряка. Также на большинстве судов нету врача, поэтому вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь не всегда возможно.
3. Разлука с близкими. Хотя в последнее время имеется тенденция к сокращению сроков контракта, среднестатистический моряк оторван от семьи примерно 6-8 месяцев в году. Однако эту проблему несколько позволяет нивелировать развитие современных средств связи и интернет.
4. Пираты. Зачастую суда проходят через опасные зоны, и существует серьезный риск подвергнуться пиратскому нападению. Огнестрельное оружие запрещено к хранению (и использованию) на торговых судах, поэтому при нападении пиратов моряки фактически беззащитны. В лучшем случае судно просто подвергается ограблению, в худшем пираты могут держать моряков по многу месяцев в плену в ожидании выкупа.
5. Нахождение в замкнутом пространстве. Работа и жизнь моряка в море ограничена размерами судна. Хорошо, если судно спроектировано по высоким стандартам уровня жизни с большими помещениями и местами для отдыха, потому что до сих пор существует много судов с маленькими каютами, общими туалетами и душевыми, где отсутствуют какие-либо дополнительные удобства, например, сауны, тренажерные залы и др. Кроме тесноты на психику влияет длительное нахождение с одними и теми же людьми в экипаже. Впрочем, при работе на коротких контрактах эта проблема не так актуальна.
6. Дороговизна обучения и необходимость регулярно менять морские сертификаты. Одним из минусов работы моряка является регулярная необходимость проходить переподготовку, обновлять сертификаты и подтверждать рабочие дипломы. Это не только отнимает время отдыха, но и стоит весьма приличных денег. Некоторые судовладельческие компании в качестве бонусов за работу, готовы взять расходы на обучение на себя.
7. Отсутствие государственной пенсии. Во многих странах моряки не платят взносы в пенсионный фонд и зачастую вообще не платят налоги. Поэтому рассчитывать на нормальную пенсию в преклонном возрасте не приходится. Так что забота о проживании в старости полностью ложится на плечи моряка.
Как начать работу в море? Как стать моряком?
Квалифицированная работа в море БЕЗ морского образования НЕВОЗМОЖНА. Никаких обходных путей, кроме как получение образования нет.
Куда податься? В целом, карьеру в море можно разделить на три пути:
- палубная команда
- машинная команда
- обслуживающий персонал
Каждая карьерная ветка имеет свою иерархию, примерно как в армии, и оплату, соответствующую рангу/позиции. Чем выше – тем больше денег. Должности указаны по убыванию старшинства.
Палубная команда:
- Офицеры: (обязательно спец. морское образование)
- Капитан
- Старший помощник
- Второй помощник
- Третий помощник
- Рядовые: (достаточно курсов)
- Боцман
- Матрос первого класса (Able seaman)
- Матрос второго класса (Ordinary Seaman)
- Кадет
Машинное отделение:
- Офицеры: (обязательно спец. морское образование)
- Старший механик
- Второй механик
- Третий механик
- Четвертый механик
- Рядовые: (достаточно курсов)
- Моторист первого класса (Motorman Grade 1)
- Моторист второго класса (Oiler/Wiper)
- Кадет
Камбуз: (достаточно курсов)
- Повар
- Стюард
- Месс-бой
Здесь указаны только основные должности. Есть и другие должности на судах, но они появляются в зависимости от типа судна, его состояния, размера и проводимых работ на судне.
Первые ступени в этих карьерах таковы:
- Палубная команда: ordinary seaman
- Машинная команда: motorman(grade 2)/oiler/wiper
- Обслуж. перс.: steward или mess boy
В море есть понятие «рядовой» и «офицер». Эти первые ступени — рядовые. На них быстрее можно выучиться, но офицером при таком быстром образовании не стать. Чтобы стать офицером нужно поступать в ВУЗ или какое-то морское училище.
Примерное время, требующееся для получения квалификации рядового:
- Матрос/моторист – 3 месяца + практика в море*
- Обслуживающий персонал – от 2 недель до месяца*
* Время отличается в зависимости от страны
Обычно иерархия механиков и судоводителей параллельна и в равной степени оплачивается. То есть как у судоводителей, так и у механиков примерно одинаковое начало и одинаковый потолок роста. Так что выбирайте просто по вкусу. Мотористы работают по механике, матросы – по палубе. К чему душа ближе, туда и идите. Вообще, на текущий момент, механиков больше не хватает в мире. Так что механикам относительно проще найти работу.
У обслуживающего персонала (особенно на торговом флоте, т.е. не на пассажирском) перспектив роста меньше, но и начать там работать проще и быстрее. Часто отмечаются случаи нерегулярности работы, нелояльности работодателя и прочие неприятности. Такова уж участь неквалифицированного персонала. Но сюда можно пойти, попробовать, что это такое вообще и потом уже решить, стоит ли связывать свою жизнь с морем или нет.
Что необходимо, чтобы начать работать в море?
Обязательно:
- Certificate of competency (по-русски «рабочий диплом»). Часто для обслуж. перс. не требуется рабочий диплом, но он рекомендуется.
- Seamans book, он же паспорт моряк.
- Медицинская комиссия.
- Basic Safety Course, он же СОЛАС.
Также рекомендуется:
- Матросам – Proficiency in Survival Craft Course (шлюпочный курс)
- Прививка от желтой лихорадки
- Знание английского на уровне, достаточном для получения приказов и рапортования об их исполнении
Если у Вас все это есть – Вы имеете право работать в море.
Где получить все эти документы?
- Certificate of competency. Рабочий диплом. Этот документ выдает государственный орган – морская администрация. Для его получения необходимо закончить курсы матроса (по конвенции STCW II/4), моториста (по конвенции STCW III/4) или стюарда. Иметь морской ценз, который требуется по местным законам. Этот ценз Вам должны обеспечить сами курсы. Но бывает, что практику приходится искать и самому. При получении рабочего диплома надо будет сдавать экзамен в морской администрации, на котором проверят, что Ваши знания соответствуют выбранной квалификации. Сроки курсов могут варьироваться. Но примерно матрос/моторист – 6 месяцев, стюард – 1-2 дня. Курсы должны быть лицензированы государственным органом. Можно поискать в Интернете списки лицензированных курсов и обратиться туда. Если найти не удастся, можно позвонить в Морскую Администрацию.
- Seaman’s book. В России – УЛМ и Мореходная книжка. Этот документ также выдает морская администрация. Для его получения обычно требуются: certificate of competency, свидетельство о пройденных курсах, фоторгафии. Поскольку процедура в разных странах разная, узнавайте подробности в Вашей морской администрации. Сроки выдачи от несольких дней (в срочном порядке) до месяца (в зависимости от страны).
- Медицинская комиссия. Это общее медицинское освидетельствование, которое подтверждает, что Вы достаточно здоровы, чтобы работать в море. Внимание: такую мед. комиссию могут производить только врачи, имеющие на это разрешение/сертификацию государственных органов. Не обращайтесь за этим просто к обычным терапевтам – такая справка не будет иметь силы. Список врачей, которые имеют на это право также узнавайте в морской администрации. Мед. комиссия выдается на специальном бланке на год или два и на ней должна быть ссылка на меджународную конвенцию ILO. Мед. комиссия обычно занимает 1 день.
- Basic Safety Course. Курс по безопасности, спасательным средствам, пожаротушению и прочим вещам. Проводится согласно конвенции STCW пункту VI/1. Ее имеют право проводить только морские тренажерные центры, имеющие на то разрешение морской администрации. По окончании выдается сертификат, годный 5 лет. Каждый 5 лет надо его перепроходить. Курс длится примерно 5 дней.
- Proficiency in Survival Crafts. Шлюпочный курс. Его также проводят морские тренажерные центры, как и Basic Safety. Проходит около 3 дней.
- Желтая лихорадка. Обычная прививка. Ее можно делать в любой клинике, которая таковую имеет. После прививки выдается желтая книжечка. Прививка годна 10 лет. Делается быстро, меньше дня. Однако, иногда для прививки требуется набрать группу и тогда это может занять больше.
Сколько стоит?
Опять же, это зависит от страны. Я приведу очень примерные цены. У кого есть точные цены – пишите сюда, я пополню список. Указываю в евро, т.к. эта статья подходит и для России, и для Украины, и для Прибалтики.
- Certificate of competency (для матроса или моториста) — 1000 евро — 3 месяца + практика в море
- Certificate of steward – 50 евро – 1-3 дня
- Basic Safety – 150 евро – 5 дней
- Seaman’s book – 70 евро – 1 неделя
- Мед. комиссия – 50 евро – 1 день
- Proficiency in Survival Crafts – 100 евро – 3 дня
Что дальше?
Получили все документы? Ай, маладца! Дальше надо идти в крюинговые компании и проситься на работу. Список крюингов можно найти в наших каталогах круингов. Звоните им, предлагайте себя. Они могут попросить заполнить анкету и прислать им. Поэтому заранее приготовьте ее. Анкету можно заполнить на http://www.crewplanet.eu и потом оттуда ее скачать. Эта анкета должна признаваться любым круингом.
Как всё устроено: Работа моряка
Матрос на торговом судне анонимно рассказал о том, чем филиппинцы на корабле отличаются от русских, о женах в порту и пиратах в море.
О деньгах
Я пошёл на моряка потому, что думал, буду путешествовать по всему миру, учить английский и ещё бабки за это получать. Все эти представления оказались неверными. Начнём с бабок: по столичным меркам, платят там мало, но для морских городов, откуда в основном и идут в моряки, деньги хорошие. По тысяче-полторы долларов в месяц. При этом ты полгода проводишь на корабле и ничего не тратишь. То есть при выходе у тебя в кармане около 6-9 тысяч.
Но за полгода социальные навыки атрофируются. Ты уже разучился нормально тратить деньги. Мой одногруппник пришёл из рейса в понедельник, а в четверг купил себе кабриолет. С европейскими номерами, нерастаможенный, скоро у него отвалилось колесо, надо было ремонтировать, а запчасти найти было очень трудно и дорого. Другой купил мотоцикл. Я сам – пятый iPhone, который сразу же потерял. Деньги улетают очень быстро, и снова надо идти в море.
О семьях
Личную жизнь иметь практически невозможно. Это только говорят, что у моряков в каждом порту по жене. С кем можно познакомиться за 6 часов, пока длится твой отгул? В каждом морском городе есть seamen’s клубы, в которых моряки могут бесплатно пользоваться интернетом, играть в бильярд, брать книжки почитать. Там и девушки есть. Но надо платить. Как вы понимаете, это трудно назвать нормальными отношениями. Есть ещё Manila бары, их по всему миру держат филиппинцы, они и вовсе нацелены на развлечение, там за 20 долларов можно купить себе «любовь». Чаще всего не моряков можно обвинить в неверности, а их жён. Помню, на нашем корабле как-то был большой праздник у филиппинской части экипажа. Громко гуляли – праздновали рождение ребёнка у одного матроса. На следующий день он ходил по палубе очень грустный: радость прошла, и он подсчитал, что не виделся с женой уже 10 месяцев.
О филиппинцах
Большая часть моряков – филиппинцы, около 80 %, потом украинцы, русские и индусы. Меньше всего – африканцев и поляков. В общем, всё это страны третьего мира, у которых нет других альтернатив. Все иностранные компании нанимают экипаж именно тут, потому что ни один европеец, американец или австралиец не согласится работать за такие деньги и в таких условиях.
Филиппинцы имеют свойство кучковаться, строить заговоры против других. Особенно если это филиппинцы в возрасте, молодые всё-таки больше склонны идти на контакт. Я был на судне, на котором на палубе, кроме меня, работало 11 филиппинцев, им было очень легко: они могли просто не разговаривать со мной на английском и подставлять перед начальством. Про индусов все говорят, что они ужасно воняют – надо сказать, что после рабочего дня мы все, наверное, не благоухали, но у индусов действительно какой-то особый запах.
Русским в море очень свойственна дедовщина. Стоит ему доработаться до самого мизерного офицера, он уже ходит и всем указывает, что делать, хотя ему по должности не положено. Кстати, такой национальный состав подразумевает, что английский язык ты на судне не выучишь. Так что и второе моё представление тоже неверным было. Там такие разговоры :«Ми ноу хэв!», «Вот ю гат». Если ты используешь конструкцию have been – тебя уже не поймут. Конечно, проблема не столько в национальности, сколько в том, что в моряки идут люди с довольно низким уровнем культуры.
О работе
Владеют суднами богатые украинцы, русские или европейцы. Кстати, если судно европейское, немецкое например, то экономить на всём будут ещё больше, чем на русском или украинском. Дают дурацкую еду, комбинезон рвётся через неделю, весь дырявый. Команда очень маленькая, так что работать приходится так много, что даже в душ не успеваешь сходить. Начинающие матросы с 8 утра до 6 вечера драят палубу. Отбивают ржавчину, замывают от соли, надстройку внутри моют. Есть большие судна, которые совершают длинные переходы через Атлантику по 20 дней. Там – рутинная работа. Есть судна поменьше, на котором работал я. Они как почтальоны ходят по Европе, в день может быть по три порта.
Это значит, что ты с 8 утра до 10 драишь палубу, потом готовишься к входу в порт, таскаешь длинные тяжёлые канаты, которыми привязывается корабль. Потом стоишь вахту то на трапе, то в грузовом отсеке. То есть как охранник следишь, чтобы на корабль никто не зашёл, или проверяешь документы на груз, следишь, чтобы не было повреждений.
Ты матрос, ещё молодой, но на тебе уже ответственность. Если погрузят контейнер помятый, а ты не сообщил об этом, не составил специальный акт о повреждении, то тебя могут списать и за свой счёт отправить с другого конца мира домой. Потому что эти контейнеры стоят очень дорого, внутри ценный груз. Потом ночью тебя могут поставить на вахту на капитанском мостике. На маленьком пароходе из-за такого расписания я часа 3-4 спал каждый день.
Вообще по нормативам у тебя должен быть сон и еда по чёткому расписанию, но если будешь качать права – тебя просто спишут по каким-то формальным причинам. Один раз я сказал начальнику, что не должен чего-то делать, потому что это не входит в мои должностные обязанности. Подошёл старпом и вежливо так спрашивает: «Олег, что такое? Не надо выебываться, мы тебе можем такую характеристику написать, что ты никогда в жизни работу не найдёшь. Если мы захотим тебя заставить – заставим, и не надо с нами идти на конфликт».
О пиратах
Мы были в Нигерии – стояли недалеко от порта, ждали своей очереди, чтобы войти и разгрузиться. А рядом с нами бункеровалось судно – нефть из танкера перекачивали на другое судно. Вдруг мы увидели, что к танкеру движутся небольшие рыбацкие лодки, только с очень мощными двигателями – пираты. С танкера стали подавать бедственные сигналы, кричать: «Пираты! Пираты!» Но мы не могли им помочь, а прибрежная полиция не торопилась. Пираты перерубили все концы, высадились в танкер, разграбили его. И только спустя 5-6 часов пришёл контроль, но ловить было уже некого. Все говорят, что они связаны с властями этих стран, вокруг которых грабят.
Я с пиратами сам не сталкивался – наши корабли были защищены: огорожены колючей проволокой, были люди с автоматами на судне.
Но вот корабль, на котором раньше плавал мой отец, захватили пираты, дали всем по морде, обокрали пароход, забрали капитана, стармеха и боцмана – и увезли в неизвестном направлении. Капитан был одессит, стармех – русский. За них ни выкупа не попросили, ничего. Всех остальных моряков потом с судна списали, компания не выплатила никакой страховки. О тех, кого украли, ничего не слышно.
Пираты довольно спокойно себя ведут. Такие чёрные голодные очень худые ребята. Они курят много травки, но действуют очень быстро . Подбираются к кораблю, закидывают кошки, забираются на палубу. Всех, кто пытается сопротивляться, убивают. Никто из моих близких не пострадал, но один мой знакомый видел человека, который сбежал от них на шлюпке. У них на корабле боцман начал сопротивляться, и его разрубили мачете. Тот парень немного свихнулся после этого – от страха, наверное.
О путешествиях
Иногда у тебя есть время выйти на палубу, посмотреть на закат. Часто рядом с кораблём плавают дельфины – они заплывают в зону перед кораблём, и поток воды несёт их вперёд – они так отдыхают. Видел огромных китов, в портах в Африке к нам забегали обезьянки. Но вот, в общем-то, и всё, что я видел. Сначала ты покупаешь себе крутую камеру и фотографируешь всё подряд. Но месяц на пятый ты про фотоаппарат забываешь. Устаёшь и привыкаешь к пейзажу.
Я был во всех европейских портах, заходил в Гану и Нигерию. Да, это удивительно и интересно: прибрежные бары, сторожи-негры в африканских портах. Но ты видишь не так много, и в основном не лучшую сторону страны. В припортовой зоне ведь в основном одна беднота.
Помню, сидел со мной на вахте негр и курил огромный косяк – я думал, такие только во взрослых мультфильмах бывают. Он показался мне отличным парнем, и когда он сказал: «My friend, can you give me chop-chop?» (а chop-chop – это у них «еда»), – я сходил и принёс ему свой ужин. После этого мы стояли в порту ещё около суток, и каждый раз, когда он меня видел даже издалека, он смотрел очень жалобными глазами и одними губами повторял: «Chop-chop».
Корабль предоставляет тебе возможность на чём-то сосредоточиться. Но чаще всего люди после тяжёлого дня сидят и смотрят телевизор на кухне. Там очень много филиппинских фильмов – они любят смотреть вестерны. У многих есть DVD-проигрыватели, они смотрят кино прямо в каюте. Я тоже до какого-то времени залипал в кино, пока не прочитал «Мартина Идена». После этого я скачал себе пособия по дизайну и несколько месяцев их штудировал. Сейчас я пытаюсь найти работу дизайнера, больше на судно я возвращаться не хочу. В офисе лучше.