Производство шёлка

Споры о том, когда был начат процесс производства шелка, продолжаются по сей день. Однако находки археологов в Китае уже, собственно, могли бы поставить точку в этом вопросе — фрагменты ткани, обнаруженные в 1958 г. в провинции Шаньдун, на востоке Китая, являются древнейшими в мире дошедшими до нас шелковыми изделиями. Сейчас шелк называют «королем тканей» и изготавливают его во множестве разновидностей, а самый ценный и дорогой – натуральный материал, неразрывно связан с историей и культурой Поднебесной империи.

Китай подарил миру шелк – материал, очень прочный и приятный на ощупь, поддерживающий комфортную температуру. Долгое время он был одной из основных статей китайского экспорта. Тайну его изготовления держали в секрете, а тому, кто её разгласит, полагалась смертная казнь. Вместе с фарфором и чаем шелк прославил Китай во всем мире. Древняя система торговых путей, соединившая Китай со странами Азии и Европы, неслучайно позднее была названа «Великим шелковым путем».

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк — продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды — лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Иньские гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах середины II тыс. до н.э. содержат иероглифы «шелкопряд», «тутовое дерево», «шелк», «шелковая ткань». К середине I тыс. до н.э. тутовые черви разводились уже в шести государствах Поднебесной. Центры шелководства находились в районах, лежащих вдоль рек Хуанхэ и Янцзы, а также в Сычуани.

С этих времен идет традиция: весной императрица открывала сезон шелководства, который продолжался шесть месяцев. Издревле шелководство считалось женским занятием.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Уже в эпоху Сражающихся Царств (475-221 до н.э.) шелк и изделия из шелка повсеместно распространились в Китае практически во всех слоях населения. Мэн-цзы (372—289 до н. э.), «Второй совершенномудрый», предлагал по периметру «колодезных полей» высаживать тутовые деревья, чтобы стар и млад ходили в шелковых одеждах.

Шелк широко применялся в хозяйстве. Помимо использования в качестве ткани для одежды и вышивки, из него изготовляли струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, делали лески рыбной ловли и даже бумагу. Во времена правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк стал своего рода универсальным денежным эквивалентом: крестьяне платили налоги зерном и шелком, чиновникам государство платило также шелком.

Ценность шелка рассчитывалась исходя из его длины и была приравнена к золоту. Шелк стал, фактически, валютой, использовавшейся при расчетах с другими странами. О важной роли шелка в китайской культуре свидетельствует и тот факт, что из 5 тысяч наиболее употребительных иероглифов около 230 имеют ключ «шелк».

Технологии шелководства, вышивки, окрашивания тканей быстро совершенствовались. Это продолжалось вплоть до периода правления династии Тан (618-907).

Объемы и качество шелковой продукции постепенно увеличивались. Яркость красок, богатство и совершенство вышивки поражали. Со II в. до н.э. была налажена внешняя торговля – знаменитый Шелковый Путь. Ключевую роль в этом процессе сыграл Чжан Цянь (?-114 до н.э.), китайский дипломат и путешественник, открывший для Китая и китайской торговли страны Центральной Азии. По караванным путям, часть которых существовала и раньше, на Запад отправились караваны, груженные китайскими товарами.

Впрочем, ряд исторических и археологических фактов свидетельствуют, что в других странах о китайском шелке узнали намного раньше. Так, в одной из египетских деревень недалеко от Фив и в Долине Царей были обнаружены женские мумии, обернутые в шелковые ткани, датируемые XI в. до н.э. Вероятно, это наиболее ранняя находка.

После воцарения династии Тан (618-907) были основаны специальные ткацкие мастерские, первоначально производившие церемониальные головные уборы, а позднее – разноцветные шелковые ткани. Ткани окрашивались растительными красителями: цветами, листьями, корой, корнями растений. Главные ткацкие центры располагались на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Сычуань. Танская эпоха – время интенсивной торговли шелком, он обнаружен на территории современного Синьцзяна, Турфана, Таджикистана и даже на Северном Кавказе.

Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Среди знати шелк пользовался огромной популярностью. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год! Импорт шелка стал уже угрожать самой экономике Римской империи. В 380 году римский историк Аммиан Марцеллин (ок. 330-после 395) писал, что «использование шелка, которое когда-то было ограничено только знатными, сейчас распространилось на все классы без различия, даже на самые низшие».

Варвары также были пленены этим удивительным материалом. Гот Аларик, захвативший Рим в 409 году, потребовал, среди всего прочего, 4000 шелковых туники.

Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Предлагалось множество фантастических объяснений. Так, Вергилий (I в. до н.э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н.э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывалось предположение, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, или что его создавали огромные жуки, или он сделан из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей».

Китайцы рьяно оберегали секрет изготовления шелка. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, в Корее, а затем и в Японии узнали тайну производства шелка. Считается, что в Корею около II в. до н.э. его привезли сами китайцы, эмигрировавшие туда. На Японских островах шелк появился в III н.э. Затем, в IV веке шелковое производство было налажено в Индии.

Существует несколько легенд, повествующих о том, как технология изготовления шелка стала известна в других странах. Согласна одной из них, китайская принцесса была помолвлена с принцем Хотана. Её жених пожелал, чтобы его невеста привезла с собой семена тутового дерева и личинки шелкопряда. По другой версии, сама принцесса захотела привезти их на свою новую родину. Она спрятала семена и личинки в своей пышной прическе и вывезла их за пределы Китая. Произошло это около 440 года. А оттуда уже секрет производства шелка распространился по всему миру.

Согласно другой полулегенде-полуистории, секрет разгласили два несторианских монаха. Около 550 г. они тайно в своих полых бамбуковых посохах привезли яйца шелкопряда и семена тутовника византийскому императору Юстиниану I (483-565). Тем самым Византия стала первой страной, входящей в западный мир, где появилось свое шелководство. Церковь и государство создавали свои шелковые мастерские, монополизировав, таким образом, производство и также рьяно охраняющие секрет его изготовления. В VI веке персы также освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры.

Католические прелаты носили богатые шелковые одеяния и украшали им свои алтари. Постепенно мода на шелк распространилась и среди знати. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании, а спустя четыре столетия шелк успешно производился городами Апеннинского полуострова, несколько городов которой дали свое имя тканям. Считается, что итальянский шелк берет свое начало от 2 тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.

Сегодня шелк производят во многих странах мира: в Китае, Италии, Индии, Испании, Франции. Но по-прежнему Китай – крупнейший на мировом рынке экспортер шелка-сырца и шелковой продукции.

Технология производства шелка

Веками шелк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги.  Производство шелка — очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного к себе внимания. В настоящее время ряд процедур автоматизирован.

В течение столетий шелководство развивалось и совершенствовалось, превратившись в точную науку. И даже сейчас технология получения шелка базируется на старых методах.

Шелк получают из коконов шелковой моли. Существует множество разновидностей дикой шелковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой Bombyx mori, слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк. Предполагают, что она произошла от Bombyx mandarina mori, дикой шелковой моли, обитающей в белых тутовых деревьях только в Китае. В процессе селекции одомашненная она потеряла свою способность к полету и может только есть, спариваться, производить потомство и вырабатывать шелковые волокна.

Помимо этого, существует в природе еще один вид моли – Antheraea mylitta, также производящий шелковое волокно, но более грубое. Получаемые из него нити называют тусса.

Самка Bombyx mori, вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого она в течении 4-6 дней откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются, тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Они очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Они содержатся при температуре около 18 градусов по Цельсию, постепенно увеличивая ее до 25 градусов Цельсия.

Приблизительно на 7 день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении приблизительно месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз!

Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой.

В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше. За это время червяки несколько раз линяют, постепенно меняя свой цвет с серого на бледно-розовый.

Наконец приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. Вещество, которое вырабатывают шелкопряды, включает в себя два основных компонента. Первый – фиброин, нерастворимое протеиновое волокно, составляющее 75-90% выработки. Второй – серицин, клейкое вещество, предназначенное для скрепление волокон кокона. Помимо них присутствуют также жиры, соли, воск.

За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме и др.

Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого ее подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. В этот момент удаляется только незначительная его часть, около 1%, но этого достаточно для того, чтобы можно было размотать нить.

После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 м, а отдельные особи – до 1000 и более метров!

Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, — сматывается в мотки пряжи. В настоящее время этот процесс автоматизирован.

Мотки пряжи шелка-сырца сортируют по цвету, размеру и другим характеристикам. Затем шелковые нити снова крутят для достижения ими однородной структуры и плотности. На этой стадии можно скручивать и разные пряжи, чтобы получить затем разные текстуры ткани. Далее нити пропускают через специальные ролики. После этого пряжа поступает на ткацкую фабрику.

Здесь пряжу снова замачивают в теплой мыльной воде, происходит рафинирование, и вес пряжи уменьшается до 25%. После этого пряжа имеет сливочно-белый цвет и далее может быть окрашена и подвергнута дополнительным процессам обработки. Только после этого можно приступать к изготовлению ткани.

Шелковые волокна, которые не пошли на прядение нитей — от разрушенных коконов,  порванные концы и др., можно также скручивать в нити, наподобие тех, что получают из хлопка или льна. Качество этого шелка ниже, он имеет тенденцию к слабости и нечеткости. Его можно пустить, например, на изготовление шелкового одеяла.

Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки — 630!

Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!

Источники