Фантасмагория

Фантасмагория (от др.-греч. φάντασμα – призрак и ἀγορεύω – публично выступаю). Слово имеет несколько значений:

  1. Причудливое бредовое видение: «Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман.»
  2. В переносном значении – чепуха, невозможная вещь.
  3. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений.
  4. Фантасмагория (искусство) – нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
  5. Фантасмагория (представление) – жанр театрального представления в Европе в XVIII–XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.

«Волшебный фонарь» – аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII–XX вв., XIX в. – в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.

  1. Фантасмагория (кино) – поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
  2. Фантасмагория ( в литературе) – сатирический прием, сродный гротеску, то есть преувеличенному окарикатуриванию персонажа, когда он представляется читателю в уродливых и невероятных формах, тем ярче проявляя свою сущность.

Фантасмагория в литературе

Фантасмагория как нагромождение фантастических образов может быть одним из приемов произведения, служить средством создания особого фантастического, таинственного, сказочного мира. Обычно фантасмагория служит автору, чтобы показать сущность явления, но сделать ее более явной, более бросающейся в глаза, чтобы читатель не просто понял, в чем она состоит, но и увидел смешные стороны этого явления. Не случайно фантасмагорию в качестве литературного приема используют авторы, задача которых – высмеять и развенчать то общество, которое они изображают в своих произведениях.

Главные черты

Столкновение беспочвенной мечты и фальсифицированной действительности, слияние мечты и сновидения, греза наяву образует фантасмагорию – реальность, где все возможно, все может случиться, произойти. Наложение реальности бессознательного на рационализированную действительность приводит к переворачиванию и разрушению смысла устоявшихся вещей и явлений. Фантасмагория предстает как случайное, мгновенное наркотическое озарение, в котором за призраками вещей мерцает великое ничто. Как писал Ж.Кокто:

Где мой венок из роз?

Мы – лицевой узор ковра метаморфоз,

Смерть ткет его с изнанки.

Как плод воображения фантасмагория является галлюцинацией, химерой, возникшей в результате влияния модальностей бессознательного за пределами критического мышления. Мгновенное интуитивное схватывание, видение абсолютной реальности предполагает появление призрака вечности и бесконечности в игре возможностей, по отношению к чему текущее время физического бытия теряет смысл. Прошлое сновидения сливается с будущим мечты в некое безвременье.

Иллюстрацией фантасмагории прекращенного времени является замирание духа в рассказе Эдгара По Колодец и маятник (1844). Маятник, угрожающий человеку, символизирует текущее настоящее внешнего мира, которое неумолимо приближает гибель. У человека, который должен быть разрублен маятником, с каждым колебанием захватывает дух от ужаса. Все фибры души пронизывает страстное желание остановить время.

Фантасмагория является показателем высшей степени игры, в которой отсутствуют какие-либо правила, это игра сил эроса и агрессии, игра иллюзий и смятение чувств. В динамическом хаосе заблуждения ума, желания, чаяния, надежды, суеверия, подспудные страхи и опасения, неосуществимые надежды приобретают первостепенное значение. Игра скрытых чувств показывает высшую власть над человеком, напоминая иронию Нерона, господство которого над миром исчерпало себя в негативной диалектике. Чудесное и сверхъестественное накладывается на банальное и естественное, образуя такой элемент фантастического как клише – знак неординарный по своему значению, но банальный по форме.

Немного о белом кролике

Во всем мире не найдется ни единого человека, который не слышал бы об «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла. Персонажи данной книги уже давно и прочно укрепились в сознании человечества, а ведь автор произведения – едва ли не первый и самый яркий пример писателя, обратившегося к фантасмагории. Фантасмагория Льюиса Кэрролла увлекательна, таинственна, порой до абсурда красочна. На его страницах в прямом смысле волшебство переходит в мир реальности, становится самой реальностью. Именно поэтому стали его персонажи и герои давно привычными человеку. Помимо знаментой «Алисы», из-под пера Кэролла вышел и сборник стихов «Фантасмагория», включивший и одноименную поэму. В целом, в литературе чаще всего используется именно фантасмагория препарированной души, когда невероятность бытия, огромный мир, полный гиперболизаций и каламбуров, становится неотъемлемой частью человеческого бытия.

Появление фантасмагории в мультипликации и кино

К фантасмагории можно отнести первый в мире рисованный мультфильм с говорящим названием «Фантасмагория», выпущенный в 1908 году. В жанре фантасмагории работал и французский кинорежиссёр Жан Виго. В 1930 году он снимает фильм «По поводу Ниццы», где фантасмагория показана как призрачная картина, получаемая при помощи оптических приспособлений. В следующем фильме Виго – «Жан Тарис, чемпион по плаванию» элемент фантасмагории работает уже на повествовательном уровне, демонстрируя «бред наяву» и «причуды в реальности». В фильме «Поручик Киже», снятым по одноимённой повести Юрия Тынянова режиссёром Александром Файнциммером в 1934 году, также присутствуют элементы фантасмагории. В дальнейшем был снят ряд малопопулярных фильмов, частично использовавших фантасмагорию.

Фильмы в жанре фантасмагория

  • «Воображариум доктора Парнаса», режиссер Терри Гиллиам

    Кадр из фильма воображариум доктора Парнаса

  • «Фонтан», режиссер Даррен Арановски
  • «Эдвард руки-ножницы», «Крупная рыба», режиссер Тим Бёртон
  • «Там, где живут чудовища», режиссер Спайк Джонс
  • «Зеркальная маска», режиссер Дэйв МакКин (сценарий Нила Геймана)

Фантасмагория в кино: известные режиссеры

Кино – искусство визуальное. И при помощи современных спецэффектов и анимации даёт возможности создавать самые нереальные пейзажи, цветовые сочетания и причудливые образы. Вспомним трёх современных режиссеров, специализирующихся на киносказках для взрослых: француза Мишеля Гондри, американца Уэса Андерсона и главного индуса Голливуда – Тарсема Синха. Объединяет этих режиссеров ещё и то, что они создают свои удивительные киномиры фактически без использования компьютерных спецэффектов.

Мишель Гондри

Оскароносный режиссер в детстве хотел стать художником или изобретателем, как его дедушка Констан Мартин, который создал один из первых синтезаторов. Пока Мишель учился в художественной школе, он организовал панк-рок-группу, но востребованность и успех пришли к нему, когда он стал заниматься режиссурой музыкальных клипов и рекламных роликов. Он снимал клипы для Бьорк, Пола Маккартни и Radiohead. Ролики Adidas, Coca-Cola, Polaroid, Nescafe с Джорджем Клуни, а реклама джинсов Levis режиссуры Гондри попала в Книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра. Он был одним из первых, кто стал использовать в рекламе технику замедленных съёмок Bullet time, ставшую знаменитой после выхода фильма «Матрица».

«Наука сна»

В этом фильме Мишель Гондри решил окончательно стереть границы между сном и реальностью и перемешать их. Он признавался, что «Наука сна» автобиографичная картина: «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью. Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну…»

Огромные руки героя Берналя, которые вырастают у него во время сна, – это тоже реальный кошмар, который Мишель Гондри видел в детстве. Ожерелье из обрезков ногтей – тоже часть биографии режиссера. Гондри рассказал о своей бывшей девушке: «Она была недовольна моими длинными ногтями. Поэтому я соединил их цепочкой и превратил в ювелирное украшение». Герои «Науки сна» говорят на английском, французском и испанском. Это было незапланированно: Гондри просил актера-испанца Габриеля Гарсия Берналя выучить французский к началу съёмок, но тот не успел это сделать.

«Пена дней»

filmz.ru

Этот фильм – экранизация романа Бориса Виана. И мир, который является местом действия истории, даст фору любому сну: в квартире, где живёт настоящее солнце, мыши-домоправители беседуют с кошками, влюбленные проводят свидание, летая на тучах, великий философ Жан-Соль Партр (пародия на Сартра) читает лекции, а цветы могут прорастать в лёгких человека, и эта болезнь смертельна и неизлечима. Несмотря на иронию над Сартром, сам философ высоко отзывался о творчестве Виана.

Уэс Андерсон

Когда маленькому Андерсону, росшему в Техасе, было 8 лет, его родители развелись. Позже он скажет об этом как о «самом важном событии в моей жизни и жизни моих братьев», и этот развод ляжет в основу его фильма «Семейка Тененбаум».

На первый взгляд кажется, что его фильмы вовсе не фантасмагории. Это вполне правдоподобные реалистичные истории, трагикомедии, мелодрамы, пусть и немного эксцентричные. Но мир, который Уэс Андерсон выстраивает в своих картинах, будоражит воображение и радует глаз больше любой сказки. Cтиль Уэса Андерсона – идеальная симметрия во всех картинах, герой или центральная фигура всегда находится в центре кадра. Очень большое количество подробных деталей. Он работает над фильмами самостоятельно на всех этапах производства. Всё это образует то, что называется «стилистика Уэса Андерсона». Его ни с кем не перепутать.

«Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали – это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали», – рассказывает сам режиссер.

«Отель Гранд Будапешт»

Этот оскароносный фильм снят в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1. Они выбраны неслучайно и соответствуют трём разным отрезкам времени – разные пропорции кадра обозначают, какой временной период длится на экране.

Заранее, до начала производства фильма, Уэс Андерсон сделал анимированную кукольную версию фильма, своеобразный путеводитель по сюжету, который был использован съёмочной группой в дальнейшем как подспорье в работе и был показан актёрам. Реальные же съёмки несуществующего отеля проходили на границе Германии, Чехии и Польши – в саксонском городе Герлиц и частично в Дрездене.

Кроме работы с композицией кадра в фильме есть множество шуток. Например, практически все мужские персонажи в картине носят усы. В финальных титрах говорится, что фильм создан по мотивам рассказа Стефана Цвейга, хотя создатели картины в дальнейшем называли сразу несколько произведений: «Нетерпение сердца», «Записки европейца», «24 часа из жизни женщины».

«Королевство полной луны»

В одной из сцен этого фильма девочка Сьюзи находит дома брошюру «Борьба с непослушным ребенком». Этот момент автобиографичен для Андерсона, у него был аналогичный случай в его детстве: «В этом не было ничего страшного. Только в тот момент, когда я нашел ее, я был сильно удивлен». Другая сцена фильма – часть биографии сценариста Романа Копполы (друга Андерсона). Его мать, как и героиня фильма Лаура Бишоп, кричала на членов семьи через мегафон.

Так кусочек за кусочком, как мозаика, и выстраиваются сюжеты фантасмагорий Уэса Андерсона. Да и сам процесс съёмок зачастую проходит необычно. Например, во время работы над «Королевством полной луны» Уэс Андерсон снял старый особняк, чтобы он, оператор и редактор картины могли там работать. Актёров поселили в отеле по соседству, но в итоге и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман перебрались в старый дом.

Тарсем Сингха

Детство режиссера индийского происхождения прошло в Иране, а затем в Гималаях. Когда его отец узнал о том, что сын решил вместо Гарварда заняться кино, он сказал, что тот ему больше не сын. «В Индии я увидел книгу под названием “Путеводитель по киношколам Америки” и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь. Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анджелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств», – рассказывает режиссер. Теперь режиссер живет попеременно в Лондоне и Лос-Анджелесе. А вот для его фильмов нет никаких географических границ, например съёмки «Запределья» проводились в 18 странах мира.

Особенностью стиля Тарсема Сингха является балансирование на грани сна и реальности. Очень сильно на стиль Сингха повлияли русские режиссеры – Тарковский и Параджанов. Как и Гондри, свою кинокарьеру Тарсем Сингх начинал в рекламе. Он снял десятки рекламных роликов, прежде чем состоялся его дебют в большом кино – фильм «Клетка».

«Запределье»

Над сценарием «Запределья» Тарсем Сингх работал 17 лет. Он сам выступил в роли автора сценария, постановщика и продюсера фильма. Он посмотрел болгарский фильм Зако Хеския 1981 года «Йо-хо-хо» об актёре, который лежит в больнице из-за травмы. Травма серьезная, возможно, актер больше не сможет ходить. Он рассказывает мальчику-соседу по палате сказочные истории. Этот сюжет и лёг в основу «Запределья». Фантастические кадры и миры, которые мы видим в фильме, по заверениям режиссёра, созданы вообще без применения спецэффектов. Для этого были использованы 26 различных частей планеты в 18 странах мира.

Маленькая актриса Катинка Уантару, исполнительница роли девочки Александрии, которая по аналогии с болгарским первоисточником слушает истории покалеченного каскадёра, была уверена, что он и вправду получил травму и его ноги парализованы. Её не стали переубеждать. Жестоко, но в данном случае искусство требует таких жертв – девочка не играла, а проживала свою роль.

Фантасмагория в живописи

Если брать в расчет тот факт, что фантасмагория – это, прежде всего, выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия, душевного помешательства, то самым большим почитателем данного явления, без сомнения, можно назвать Иеронима Босха. Сложно найти работы более фантасмагорические, странные, удивляющие и пугающие одновременно. Конечно, этот пример далеко не единственный. Фантасмагория – это и Дали, и Родни Мэттьюз, и, бесспорно, Гойя, для которого данное направление стало завершающим. Явление фантасмагории довольно сложно соотносится с тем или иным временным периодом, конкретной эпохой. Конечно, в эпоху классицизма обращение к такого рода образной системе было несвойственно, зато барочные архитектура и живопись могут представить бесчисленное множество примеров фантасмагорий. Обращение к такого рода искусству, прежде всего, попытка передавать, транслировать ранимость, хрупкость человеческой натуры, ее место в контексте необъятности души, сознания, мира. Это попытка акцента внимания на том, сколь пугающим и одновременно прекрасным может быть мир, пропущенный через призму человеческого восприятия.

Источники