Менталитет

Менталитет (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле – ум) и суффикса прилагательного ‘al’) – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.

К менталитету относятся не только качественные, но и количественные ментальные особенности.

Конкретное изучение того или иного менталитета предполагает выделение и описание ментальных особенностей трех видов:

  1. уникальных социально-психологических признаков субъекта;
  2. своеобразного сочетания социально-психологических признаков;
  3. специфической величины признаков.

Изучение менталитета – более сложная задача, чем просто исследование духовного мира, оно предполагает два этапа:

  1. идентификация социально-психоло-гических признаков у разных субъектов и степени выраженности этих признаков;
  2. сравнение признаков различных субъектов и выявление на основе этого их особенностей, то есть менталитета каждого из них. Если же процедура сравнения не производится, то это есть изучение просто сознания или бессознательного, но не менталитета.

Поскольку сознание и психика субъекта в целом детерминируются генотипом, окружающей средой и собственным духовным творчеством субъекта, то и менталитет детерминируется, во-первых, особенностями генотипа, во-вторых, своеобразием природных и социальных условий и, в-третьих, качеством и степенью собственной духовной активности субъекта как формой самодетерминации. Первые два детерминирующих фактора – генотип и среда – обеспечивают сохранение и трансляцию менталитета – передачу ментальных особенностей от одних поколений к другим и от одних лиц к другим. Третий же фактор – духовная активность человека – обусловливает развитие менталитета и его совершенствование.

При обсуждении вопроса о становлении менталитета принимаются во внимание первые две из отмеченных форм его детерминации. Практически не учитывается качество самодетерминации менталитета. А между тем человек не есть пассивное произведение наследственности и внешних условий. В лучшем своем воплощении он обладает внутренней программой активности и является творческим существом. Это творчество управляется менталитетом человека и заключается в создании новых форм культуры и формировании у самого себя чаемых социально-психологических качеств. Наиболее оригинальные компоненты менталитета возникают именно в результате актов самодетерминации. Например, менталитеты А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого отличались от менталитетов других людей в первую очередь тем, что создал их творческий дух, а не тем, что они получили на уроках в гимназии.

  • Менталитет посредством перцептивных и мыслительных установок, доминирующих потребностей и вызванных ими эмоций детерминирует своеобразный характер восприятия мира и эмоционального реагирования на его события.
  • Сознание субъекта и в целом его психика регулируют речь, поведение и деятельность людей, а менталитет определяет специфический характер человеческой активности, в частности, ее направленность.
  • Менталитет – это средство осуществления социальной самоидентификации субъекта, основа социальной солидарности, фактор, обеспечивающий единство и преемственность существования социальной общности. Субъектом на основе осознания своих ментальных особенностей и сравнения их с особенностями других субъектов происходит отнесение себя к определенной социальной общности. Осознание себя частицей этой общности далее формирует чувство социальной солидарности и вытекающее из него стремление поддерживать внутригрупповые связи и оказывать моральную, материальную и организационную поддержку членам своей группы.
  • Менталитет служит фактором, стимулирующим социальный прогресс посредством культурных инноваций, составляющих содержание новых ментальных особенностей.

Обобщая изложенное выше, менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной общности; эта система детерминирует специфический характер восприятия мира, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность существования социальной общности, а также стимулирует социальный прогресс посредством продуцирования культурных инноваций.

12 черт русского менталитета

  1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» – соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также – помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
  2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.
  3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы. Российское – нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение – и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
  4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны – более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
  5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет – требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. Можно обратиться за помощью – скорее всего помогут. Нормально попрошайничать – и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение – то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим – если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается – лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность – это когда матом! Вот тогда – человеку веришь!
  6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам – яркая черта русского коммуникативного поведения. Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы. При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
  7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция – безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
  8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
  9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип – «не украдешь – не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту – сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения – нехорошо, как-то мелочно, нужно – «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным – тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
  10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета – любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы – западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
  11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт – странно, болеть – нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» – отсюда созависимость как норма жизни.
  12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей – наших новых граждан.

Особенности менталитета в разных странах

Многие боятся, что попадут в неприятную ситуацию из-за незнания местных особенностей. В реальности все не так страшно. В эпоху глобализации законы не так уж сильно отличаются, так что если вы соблюдаете законодательство у себя дома, то и за границей проблем скорей всего не будет. Тем не менее, перед поездкой полезно ознакомиться с особенностями интересующей вас страны.

  1. В мусульманских странах не стоит шутить с именем пророка. Помните скандал с карикатурами на пророка в датской газете? В 2007 году в Судане британскую учительницу приговорили к сорока ударам плетью только за то, что именем пророка она назвала своего плюшевого мишку.
  2. Также в мусульманских странах сильно озабочены вопросами нравственности. В туристических районах на многое закрывают глаза – немки без комплексов на людях раздеваются догола, переодеваясь прямо на пляже в Дубаи, но не советовал бы повторять их действия на пляжах вне туристической зоны. Да и в ОАЭ терпение местных властей не беспредельно – в июле 2008 года там на три месяца посадили британскую парочку, занимавшуюся любовью на пляже. Приговор – «за внебрачные половые связи».
  3. Женщина с распущенными волосами воспринимается в Иране как порнография. Поэтому в страну нельзя ввозить журналы мод. Все туристки одевают платки на голову прямо на борту прибывающего в Тегеран самолета. В Ширазе, моя жена присела на скамейку, чтобы перезарядить видеокамеру и не заметила, как ветром у нее сдуло с головы косынку. Сразу сбежалась толпа иранцев, которая стала фотографировать и сами фотографироваться на ее фоне. Обнаженные волосы на женской голове – это очень неприлично. Одежда должна закрывать все части женского тела и не быть облегающей.
  4. Во многих странах Среднего Востока, Южной Азии и некоторых районах Африки левая рука считается нечистой. Это связано не столько с религиозными воззрениями, сколько с санитарно-гигиеническими – левой рукой вытирают задницу. В Афганистане, например, это делается при помощи кусочка глины. Так что не протягивайте для рукопожатия левую руку – это будет воспринято как оскорбление. И не стоит левой рукой трогать товары на рынке.
  5. По-разному на планете относятся и к физическому контакту между мужчиной и женщиной. В Средиземноморье не только друзья и родственники, но и незнакомые люди могут при встрече обмениваться поцелуями в щеку. Это совершенно нормально. А во многих мусульманских районах даже рукопожатия между представителями разных полов недопустимы. Нашим женщинам не стоит разрешать брать себя за руку в Египте, местными это будет воспринято чуть ли не как согласие на интимную близость.
  6. В метро в Каире и Тегеране есть специальные вагоны, куда запрещено садиться мужчинам – гарантия того, что женщин не будут прессовать незнакомцы в час пик. Присмотритесь к половому составу пассажиров вагона метро, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
  7. В городских автобусах там существует «мужская» и «женская» половина и соответственно своя дверь для входа и выхода. В междугородних автобусах не садитесь на свободное место рядом с представителем противоположного пола. Если вы едете со своей дамой – она должна сидеть у окна, а не у прохода. В кафе и забегаловках существуют отдельные залы для мужчин и семейных пар. Со всем этим мы сталкивались не только в Иране, но и турецком Курдистане. Общее правило – никогда не вступайте в разговоры с местными на политические темы. Политика – вещь конфликтная, у всех своя правда и свои аргументы. Вы не участник конфликта, вы сторонний наблюдатель. Переведите разговор на красоты природы и местные достопримечательности.
  8. Также не стоит вступать в религиозные дискуссии и как-то выпячивать свои религиозные воззрения. Действуйте по ситуации. Православного за полцены пустят в в музей в монастыре Святой Екатерины в Египте, представителя англиканской церкви – в Вестминстерское аббатство в Лондоне, иудея – потрогать Стену Плача в Иерусалиме, а мусульманина – посмотреть место вознесения пророка Мухаммеда в Куполе Скалы. Но имейте хоть примерное представление о религии, адептом которой вы себя позиционируете. Иначе, если путешественник попрется в Купол Скалы на Храмовой горе Иерусалима через женский вход, то его просто не пустят, а если разоблачат как не мусульманина в Мекке, то могут и убить.

В принципе, не так все жестко даже в самых ортодоксальных странах. Местные, видя туриста, обычно снисходительно относятся к его невольным прегрешениям. Относитесь к окружающим с позитивом, и этот позитив вернется к вам. Но и умышленно нарываться на неприятности не стоит – лучше до поездки изучить правила поведения в стране.

Что чаще осуждают в России и США (в %, по опросам социологов)

Россия США
Курение марихуаны 84 50
Гомосексуализм 84 50
Азартные игры 73 35
Алкоголь 73 61
Уклонение от уплаты налогов 63 79
Супружеская измена 62 91
Клонирование человека 53 86
Смертная казнь 36 27
Аборт 30 52
Мед. опыты над животными 29 37
Секс вне брака 29 35
Ложь с целью защитить чьи-то чувства 23 43
Развод 22 26

10 странных манер из разных стран, о которых стоит знать

  • Дарить желтые тюльпаны в Болгарии. Если вы как самый настоящий воспитанный человек ходите в гости с маленькими презентами, то вам обязательно нужно знать, что в Болгарии ни в коем случае нельзя дарить хозяйке желтые тюльпаны. Они символизируют ненависть или отвращение. Не очень хорошее начало знакомства получится, правда?
  • Приходить заранее или вовремя в Мексике. Но только если вы находитесь в жаркой Мексике. Там опоздание считается нормой. Как правило, все начинают подтягиваться на обед или вечеринку с друзьями в бар спустя 30 минут после оговоренного срока. Вот вам и расслабленный ритм жизни.
  • Использовать нож, когда едите салат, во Франции. Этому правилу следует придерживаться, если вы отправились во Францию или другую страну Центральной Европы. Салаты с большим количеством зелени там очень любят. Зачастую зелень и является главным ингредиентом такого салата. Местные жители едят их с помощью вилки, так что не отставайте и не выдавайте в себе иностранца.
  • Есть банан без вилки и ножа в Англии. В Англии еще сохранилась традиция есть бананы с помощью столовых приборов. С чем это связано? Эта кулинарная традиция появилась еще в конце XIX века, когда банан считался экзотическим фруктом и не был так распространен.
  • Не оплачивать счет в начале трапезы в Японии и Корее. Это правило актуально для азиатских стран – Японии и Кореи. Жители этих государств привыкли получать счет сразу же, как начали трапезу. Возможно, это помогает им расслабиться и спокойно наслаждаться пищей, не думая о материальном. Однако с ростом туристических потоков из Запада в эти страны этот обычай все же ослабевает.
  • Выкинуть хлеб в России. А эта традиция должна быть знакома каждому русскому сердцу. Хлеб – это один из ключевых продуктов русской кухни. Недаром про него издавна существует много пословиц и поговорок. Самая красноречивая из них – «Хлеб всему голова». Выкинуть хлеб или как-то неуважительно к нему отнестись в нашей стране считается грехом.
  • Прятать руки во Франции. Эта традиция пришла прямиком из страны любви и вкусной еды, из Франции. Ваши руки за едой должны быть в поле зрения. Это, во-первых, в лучших традициях вежливости, а во-вторых, никто не подумает, что вы заигрываете со своим партнером под столом.
  • Не смотреть в глаза, когда произносите тост, в Австрии. Изначально этот обычай появился в Австрии. Когда у вас в руке бокал, а вокруг шумная компания, не обойтись без тостов. На родине Моцарта вы должны посмотреть в глаза каждому человеку, кто подносит вам свой бокал. В противном случае ожидайте поражений на сексуальном фронте в течение ближайших 7 лет. К слову, эта традиция пришлась многим народам Европы по душе, так что вы можете столкнуться с ней и за пределами Австрии, например, во Франции.
  • Забирать еду с собой во Франции. Еда навынос – это совсем другая история. Это работает. А вот если вы погорячились и на заказывали слишком много в ресторане и не справились, то у вас 2 варианта: либо доесть все, либо оставить. В какой стране действует это правило? Во Франции. Невольно вспоминаешь стереотип о французском снобизме.
  • Ждать кого-либо, чтобы съесть пасту, в Италии. Традиция для особо голодных? Нет. Это кулинарная традиция родом из Италии. Она не универсальна, а действует, только если речь идет о пасте. После подачи блюда на стол, можно сразу же приступать к процессу, не нужно никого ждать. На другие блюда это правило не распространяется – ждите компанию.

Видео

Источники