Гиюр — что это такое? Обращение нееврея в иудаизм. Как стать евреем

В рамках еврейского мировоззрения не считается, что надо убеждать людей проходить гиюр.

Иудаизм верит, что каждый человек родился со своей особой миссией в этом мире. Еврей выполняет эту миссию, соблюдая 613 заповедей Торы

Точно также и неевреи — «сыны Ноаха (Ноя)» выполняют свою миссию, соблюдая «7 заповедей сынов Ноаха»

И все же в иудаизме есть понятие «прохождение гиюра». Этот процесс существует специально для людей,  которым еврейское мировоззрение ближе всего – как духовно, так и практически – и других убеждений оказалось недостаточно.

Процесс гиюра подходит исключительно для людей, готовых внести в свою жизнь  кардинальные изменения, как духовные, так и материальные, ради того, чтобы присоединиться к еврейскому народу.Если оказывается, что человек, обратившийся в раввинский суд, не владеет самыми базовыми знаниями о еврейских законах и взгляде на жизнь, его заявление о прохождении гиюра отклоняют. Сам процесс гиюра очень сложный и длительный.

Сущность гиюра

Принятие еврейства — уникальный процесс. Когда человек принимает еврейство, он становится новым человеком и полноправным евреем, одним из еврейского народа. А вызывает это перерождение истина, которую человек принимает. Истина и вера заставляют его полностью изменить образ жизни. Если же они не приводят к действию и не меняют всё его существо, значит, они не настоящие.

Нечто подобное происходит с пророками, когда они получают откровение. Пророк Шмуэль говорит первому еврейскому царю Шаулю: «И снизойдёт на тебя дух Г-сподень, и ты будешь пророчествовать с ними, и станешь другим человеком» (Шмуэль I 10, 6).

Подобный процесс проходит и бааль-тшува — тот, кто вернулся к вере отцов, на пути Творца и Его Торы. «В одно мгновение он выходит из глубокой тьмы на великий свет… Он переживает раскаяние и становится другим человеком» (Рабейну Йона, Шаарэй-Тшува («Врата раскаяния»), шаар 22, 10).

Талмуд говорит: гер ше-нитгайер кэ-катан ше-нолад дамэй -»Тот, кто принял еврейство, подобен новорожденному младенцу«(Йевамот 22а). Он, как новый человек, не связан прошлым, и в результате его обращения искупаются все его грехи (Иерусалимский Талмуд 83а).

Но, конечно, это «рождение заново» не отменяет нашей обязанности относиться к геру с особой деликатностью, как к чужеземцу. Поэтому, несмотря на его новый статус, Талмуд говорит нам: гера ад асара дорэй лё теваце гой бефанав — «Не обижай гоя перед гером до десятого поколения» (Сангедрин 94а). И сказано в мидраше Ялкут Шимони, Рут 601: гер ад каф-далет дорот… тофес сэаро — «Гер до двадцати четырёх поколений может вернуться к прежнему состоянию». Здесь нет противоречия. Ялкут Шимони имеет в виду тех неевреев, которые проходят гиюр по низменным мотивам, а не герэй-цедек — «праведных геров». Рецидивы («остатки» — шираим) прошлого сохраняются в генетической карте потомков тех, кто принял еврейство неискренне, лжегеров, ещё долгое время.

Условия гиюра

Переход в еврейство означает слияние с еврейским народом и принятие на себя ярма заповедей (обязательства их исполнять) с момента совершения гиюра. Хотя это самостоятельные процессы и этапы, они глубоко взаимосвязаны, потому что человек не может принять Тору, пока не является частью еврейской общины. По этой причине, объясняет Раши, Тора не была дана евреям, пока не стало очевидно, что они сплотились в единый народ. Комментируя слова Торы «и остановился у горы Синай» (Шмот 19, 2), Раши отмечает, что глагол здесь стоит в единственном числе (ваихан) [хотя речь идёт о евреях, обо всём народе, и в предыдущей части фразы три глагола стоят во множественном числе], а везде в Торе в подобных случаях используется глагол во множественном числе (ваяхану — «и остановились»). Комментатор объясняет это тем, что во время всех прочих стоянок в народе преобладало разделение, но когда евреи достигли Синая, они были «как один человек с единым сердцем». Увидев это единство у горы Синай, Всевышний сказал: «Это время даровать Тору».

По той же причине еврей, который отдаляется от общины, теряет значительную часть своей уникальности как еврей и не может считаться полноценным представителем своего народа. О таких людях написано:

Учили наши мудрецы: когда Израиль в беде и один человек отделяется от общины, два ангела, которые сопровождают каждого человека, приходят и возлагают ему на голову руки со словами: «Тот, кто отделяет себя от общины, не получит и доли, когда она будет утешена». А в другой барайте сказано: пусть не говорит человек, когда община в беде: «Пойду домой, буду есть и пить, и всё у меня будет хорошо»… Должен человек разделить общую беду, подобно Моше, как написано: «Но отяжелели руки Моше; и взяли они камень и подложили под него, и он сидел на нём» (Шмот 17, 12). Что, у Моше не было сидения или подушки, чтобы сесть? Но Моше хотел этим показать: когда народ Израиля в беде, я разделяю с ним беду. Тот, кто делит беду с общиной, удостоится увидеть её утешение» (Таанит 11а).

Причина, по которой Израиль и Тора так глубоко связаны, заключается в том, что еврейский народ является носителем слова Творца, и это единственный канал, по которому может быть получена Тора. Когда мы молим Всевышнего: Шомер Исраэль, шмор шеэрит Исраэль, вэ-аль йовад Исраэль а-омрим Шма Исраэль («Страж Израиля, сохрани остаток Израиля; и пусть не пропадёт Израиль, провозглашающий Шма Исраэль»), мы выражаем эту идею и утверждаем: Израиль заслуживает, чтобы его защитили, потому что это единственный народ, который свидетельствует о единстве Б-га.

Темы для обучения

Ниже приведен список примерных тем, которые необходимо знать для базового понимания о том, что такое иудаизм и как жить в соответствии с еврейским образом жизни. Обращаем внимание на то что у проходящего гиюр знания не должны ограничиваться только нижеприведённым списком.

Молитвы и благословения:

  • Порядок молитв буднего дня, субботы и праздников;
  • Законы, которые связаны с молитвой, время чтения Шма и Амиды, молитва в миньяне, восполнение молитвы, которую пропустили;
  • Знание благословений на иврите или русском (и законов того, как их говорить, до и после разных видов еды).

Кашрут:

  • Кошерная кухня – кошерная еда, разделение между мясным и молочным, предосторожности против попадания в пищу насекомых, вопросы к раввину;
  • Законы нееврейской варки и неврейского хлеба, еврейское молоко, нееврейское вино;
  • Понятие о шхите и высаливании;
  • Порядок окунания посуды и принципы кошерования посуды;
  • Порядок отделения халы и понятие об отделении трумот и маасрот – отделение десятины от фруктов и овощей в Земли Израиля.

Суббота и праздники:

  • Обязанности, связанные с подготовкой к субботе и праздникам, зажигание свечей, кидуш, трапеза, авдала;
  • Запреты – общее знание 39 видов работ, подробные знания часто встречающихся законов, таких, как, например, варка, оставление на плате, переборка, мукце, перенос в общественное владение, запрет просить нееврея и так далее;
  • Законы, связанные с праздниками – разрешенные работы, эрув тавшилин.

Чистота семейной жизни и скромность:

  • Скромная одежда, включая обязанность покрытия головы замужней женщины (одно из необходимых условий для гиюра!);
  • Законы уединения;
  • Законы ниды и законы скромности между мужем и женой (особенно когда речь идет о замужней женщине).

Отношения между людьми:

Заповеди и запреты, которые приняты в отношениях между людьми, например, любовь к еврею, доброта, запрет сплетен и клеветы, мести, запреты воровства, мошенничества, процентов, оскорбления и тому подобное.

Календарь и праздники:

  • Особые заповеди и обычаи для каждого праздника;
  • Даты и законы постов, включая различия между строгими и легкими постами;
  • Особые периоды в году и их обычаи, например, Сфират Аомер и Три недели;

Видео

Источники