Работа на круизном лайнере: отзывы, вся правда. Как устроиться работать на круизный лайнер
Чего ожидать от работы на круизном лайнере?
Заработная плата, проценты с продаж и чаевые на круизном лайнере
На самом деле все должности на борту круизного лайнера можно смело разделить на три категории в отношении оплаты, а именно:
- Фиксированная зарплата – Фиксированная зарплата варьируется, конечно же, от должности, а иногда и от национальности. Например, персонал из таких стран как: Англия, США, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, занимают позиции намного выше, и соответственно зарабатывают намного больше чем, например, персонал из Мексики, Филиппин, России или Украины. Также многое зависит от компании, в которой Вы собираетесь работать, от длительности круизов, от класса клиентуры, но как правило разница не существенная.
К данной категории оплаты можно отнести такие должности как: медсёстры, круиз стафф и прочее.
- Оплата основанная на чаевых или типсах – почти в каждом круизе пассажиры заранее информируются о том, что на борту приветствуются чаевые и это является чуть ли не обязательным моментом. Как правило, они дают чаевые в размере от 2 до 3 долларов за человека в день официантам, барменам, работникам рум-сервиса.
- Проценты с продаж – по данной системе работают такие должности как: фотографы, парикмахеры, продавцы подарков и другие. Система достаточно проста, то есть чем больше продал товара, тем больше заработал. Как правило, процент составляет 3-10 процентов.
Свободное времяпрепровождение персонала
Разумеется, у каждого члена экипажа на борту есть свободные от работы часы, кому-то удаётся за это время вылезти в каком-нибудь порту, а кому-то даже времени поспать не хватает. В общем, если позволяют часы работы, то в свой законный брейк или дей-офф (это не то, что может показаться на первый взгляд) можно поваляться на пляже, или пройтись по городу.
Если же Вы находитесь в море, то большинство членов персонала предпочитают проводить время в крю-баре, за разговорами с коллегами за бутылкой пива. На большинстве судов имеется тренажёрный зал для персонала, где Вы можете скинуть пару килограммов лишнего веса, которые наели в крю-мессе (столовой для персонала), если конечно на это останутся хоть какие-то силы. На некоторых судах оборудованы специальные компьютерные классы, для того, чтобы делать из обычных ламеров продвинутых хакеров.
Проживание
Большинство «новобранцев» по прибытии на судно, впервые увидев свою каюту, погружаются в небольшой шок от размеров сие жилья. Как правило, это настолько маленькое помещение размером примерно 2×3 метра, располагающее в себе двухъярусную кровать, небольшой стол и прочие принадлежности, необходимые для жизни. Как это было бы не удивительно, но придётся привыкнуть, всё-таки это ваш новый дом на несколько ближайших месяцев. Тип каюты очень сильно зависит от вашей позиции. «Крю» располагаются за вотерлинией, «стафф» повыше – более комфортные условия.
На старых судах, типа «Фантази класс» в Карнивале, душевые кабины и туалеты придётся делить на несколько кабин, 8-10, места всегда есть.. У «стафа» кабины более просторные и душ с туалетом располагаются в кабине, да и убирают мусор и меняют постельное белье, как правило, хаус-киппинг. В общем, всё для человека. Каюту вам придётся делить с руммейтом (сожитель), стараются селить по национальностям, но иногда как придётся.
Страхование
Страховка страховкой, но если вы чуть приболели – забудьте о том, что кто-то придёт к вам на помощь, максимум что сделают – это дадут какую-нибудь жаропонижающую таблетку. Помните о том, что заменить на работе вас некому, отсюда и проистекают такие жёсткие меры. Стоматологические услуги так же исключаются, болит зуб – будь добр залечи за свой счёт, а это очень не дёшево. Поэтому позаботьтесь о здоровье зубов, будучи ещё дома.
Униформа
На некоторые позиции работодатель заранее предупреждает о том, что может быть нужно будет взять с собой. К примеру, для мужчин: чёрные брюки, белая рубашка, для девушек: соответственно юбка, белая блуза. Но не акцентируйте на этом особое внимание, так как обо всём вас поставят в известность при найме. На некоторых судах униформу нужно купить в начале контракта, если нет денег, то вычтут из первой зарплаты.
Обувь у всех должна быть так же специфическая, купленная на борту, на специальной подошве, страхующих от скольжения и как результат падений – этакие абсолютно не удобные «колодки». Конечно же, можно после некоторого времени начать носить свою более удобную обувь, но на свой страх и риск, так как повсюду как на катке. И учтите, что если вдруг, не дай Бог, вы подскользнётесь и получите какую-либо травму, то на страховку можете рассчитывать только при условии, что на вас была одета именно та обувь, которая была куплена на борту. Иначе, вину повесят именно на Вас!!!
Всю униформу и личные вещи вы стираете сами, в специальных оборудованных помещениях. Но вы всегда можете поручить данную работу кому-нибудь из коллег – «фрилансеров», за символическую плату. Тоже самое касается и уборки кают.
Плюсы и минусы
Один из основных плюсов работы на круизном лайнере – это отсутствие лишних расходов, ведь за еду и проживание платить не придется. А еще – жизнь в постоянном путешествии, мечта многих. За шесть месяцев круиза можно объездить полмира. Удостоверение, которое выдается сотрудникам лайнера, позволяет выходить в каждом порту по пути следования судна, если в это время нет никаких рабочих обязанностей. Круизные лайнеры отправляются из крупнейших портовых городов мира: в США это может быть Нью-Йорк или Майами, а в Европе – Амстердам, Неаполь, Барселона, Марсель. Круг общения расширяется удивительным образом, многие коллеги потом остаются друзьями на всю жизнь. Для сотрудников лайнера есть свои кафе, спортзалы, бары, центры красоты, парикмахерские. Скучать на корабле, тем более таком огромном, точно не придется. Однако будем честны, не все так радужно.
Один из важных минусов работы на лайнере, который отмечают большинство сотрудников, – это психологическое давление. Постоянный стресс, усталость, не всегда адекватные клиенты, которые, тем не менее, “всегда правы”, отсутствие личного пространства и дома, куда так приятно возвращаться после работы. На лайнере много правил, которые нельзя нарушать под страхом увольнения. Опоздание, распитие спиртных напитков в рабочие часы, претензии клиентов – за все это по голове не погладят, а скорее всего, – попросту уволят. Ведь, несмотря на тяжелые условия труда, желающих устроиться работать на круизный лагерь предостаточно.
Как устроиться на круизный лайнер?
Наниматели предъявляют к соискателям работы на круизных лайнерах достаточно жесткие требования.
К ним относятся:
- Возраст претендента от 21 года и не старше 35 лет.
- Знание иностранных языков, хотя бы одного. Чаще всего английского. Если вы знаете помимо него еще другие языки, то это существенно повысит ваши шансы быть принятым на работу.
- Опыт работы по специальности – не меньше года.
- Наличие рекомендательного письма с места работы, на которую вы претендуете.
- Человек должен быть полностью здоровым.
- Приятная внешность, никаких татуировок и пирсинга на открытых местах.
- Отсутствие судимости и справка, подтверждающая данный факт.
Устроиться работать на корабль можно двумя путями: самостоятельно или через специальные агентства, так называемые “крюинги” (от английского слова “crew” – “экипаж”). Первый вариант подходит больше для работников сферы развлечений – музыкантов, комиков, фокусников, певцов, или для менеджеров высшего звена с внушительным опытом работы, которые представляют большой интерес для компании. В основном же персонал лайнеров нанимают агентства.
На первом интервью – с агентом – задаются общие вопросы об опыте работы и проводится тест на знание английского языка. Такое интервью может происходить как в офисе компании, так и по скайпу. Если тест пройден удачно, а ответы на вопросы удовлетворили агентство, впереди следующий шаг – собеседование с непосредственным работодателем.
Для интервью с сотрудником круизной компании нужно подготовить пакет документов: обычно это 3 фото 3х4, 2 копии гражданского паспорта, заполненная анкета, которую можно скачать или запросить у агента, рекомендательное письмо по специальности на английском языке, справка о несудимости, Curriculum Vitae (резюме) на английском, а также дипломы и сертификаты, имеющие отношение к вакансии. Точный список документов нужно уточнять у каждой компании в индивидуальном порядке.
Если основное собеседование (скорее всего оно будет проходить по скайпу) увенчалось успехом, то начинается период ожидания контракта, который может продлиться от одного месяца до полугода. За это время нужно пройти медкомиссию, а также получить паспорт моряка и морской сертификат STCW-95. Это можно сделать как самостоятельно (за небольшие деньги пройти пятидневный курс в любом центре подготовки моряков), так и с помощью крюингового агентства. В сертификат включены следующие дисциплины: личное выживание, пожарная безопасность и организация пожаротушения, личная безопасность, оказание первой медицинской помощи и социальная ответственность.
Получение визы в страну, откуда отплывает круизный лайнер, происходит на основании полученного и подписанного контракта с круизной компанией (для стран Шенгенского соглашения необходима транзитная шенгенская виза типа C, а для США – морская транзитная виза C1/D).
Полезные ссылки
Агентства по подбору персонала в России, с помощью которых можно устроиться работать на круизный лайнер: Перун, Petropol, Global Vision.
Крупнейшие круизные компании мира, которые постоянно находятся в поиске сотрудников:
- Royal Carribean International (США),
- Carnival Cruise Line (США),
- Celebrity Cruises (США),
- Norwegian Cruise Line (США),
- Costa Crociere (Италия).
Кстати, именно на лайнере Costa Serena компании Costa Crociere был снят известный документальный сериал Cruise Ship Diaries от National Geographic.
Центры подготовки моряков, где можно пройти курсы на получение сертификата STCW-95:
- морской учебно-тренажерный центр “Сторм” (Москва),
- морской учебный центр ДОСААФ (Москва),
- Парусная Академия (Москва),
- учебный центр “Галс” (Ростов-на-Дону),
- Морской Технический Колледж (Санкт-Петербург).
Отзывы людей, работающих на круизных лайнерах
Интересен такой факт, что многие люди, впервые сюда попавшие, после окончания контракта заключают новый. Хотя если бы им об этом кто-то сказал раньше, многие из них просто бы не поверили. По отзывам работающих, можно легко представить, что предстоит тяжелая работа на круизном лайнере. СПб в этом случае ничем не отличается от Москвы или Токио.
Если у вас нет привычки справляться с трудностями, будет нелегко. Одна из помощников официанта говорит о том, что самое тяжелое для неё было вставать ранним утром, так как смена начиналась с 6 утра. Ей пришлось научиться не только рано просыпаться, но и успевать приводить себя в порядок минут за 10-15. За полгода у неё было только 6 выходных, да и то это были не полностью свободные дни, а лишь частично. Утром все равно приходилось работать, потом было часов 6 отдыха, которые можно было потратить на сон. Но это время было жалко тратить таким образом, когда была возможность выйти на берег и познакомиться с новым городом. Правда, такие возможности были редко, не всегда совпадали дни отдыха со стоянкой лайнера. В то же время некоторые работники, несмотря на тяжкий труд, говорят о том, что на лайнере царит вечная атмосфера праздника. Это яркий и фееричный мир, и безумно радует твоя сопричастность к нему.
Мария
Впервые о возможности работы на круизном лайнере я услышала, когда мне было 19 лет. Училась тогда в университете и подрабатывала официанткой. И с тех пор эта идея не покидала меня, но всегда находились отговорки. Получив первое высшее образование, я пошла на второе, тем самым оттягивая момент перемен.
Это не было спонтанным решением бросить всё и уехать, я не бежала от несчастной любви или ненавистной работы. Я просто следовала за своей мечтой – увидеть весь мир!
Друг моей подруги (как бы смешно это не звучало), который на тот момент уже работал на круизном лайнере, дал нам адрес сайта агентства в Одессе. Это очень помогло, ведь я могла быть уверена, что там меня не обманут. Есть много агенств, которые требуют заплатить немалые деньги за трудоустройство, которое на самом деле бесплатно.
И тут началось – собеседования, оформление документов, паспорта моряка, американской визы. Агентство предоставляет свои услуги за дополнительную плату, естественно. Но я всё это сделала сама, потратив 100$ на паспорт моряка и 160$ на взнос в посольство за визу.
Итак, у меня был контракт и все необходимые документы. Осталось только купить билет в один конец, билет в новую жизнь, который мне стоил 800$. И я летела на свой первый контракт в Сидней.
С момента, когда я чётко решила устроиться на круизный лайнер, до момента, когда я стояла в Борисполе с рюкзаком на плечах, прошло 6 месяцев. Так что не бросайте добиться своей цели, даже если в первые пару месяцев это кажется невыполнимым. Круизный лайнер – это огромный отель на воде. Работа есть для всех – от уборщика до капитана. Я работала в Celebrity cruises – это название компании, у которой 10 кораблей во флоте.
Основное требование на начальных позициях – это язык, а лучше два или три. Одним английским уже никого не удивишь.
Не имея опыта работы в международных компаниях высокого уровня, обычно, наши ребята (украинцы, русские, белорусы) работают барменами и официантами. Но это не так уж плохо – ведь зарабатывают они больше, чем девушки на рецепции или в бухгалтерии. Но и работа, конечно, не сахар.
Я начинала как помощник официанта, потом меня перевели в ресторан высокого уровня, потом я была сомелье, потом официантом. Так лет через пять можно дорасти до m’d hotel и получать от 5000$ в месяц. И это далеко не предел.
Мне повезло, в первый же день, ещё до посадки на судно я познакомилась с девочкой из Одессы, которая отработала уже 6 контрактов. Она меня водила, чуть ли не за ручку, всё показывала и рассказывала – что одевать, куда идти, где поесть, где постирать, как вести себя на работе. Самым трудным моментом для меня, неисправимой совы, было просыпаться по утрам. И под утром я подозреваю не 8-9 часов, наши смены начинались в 5.45, 6.30, не позднее восьми. И так изо дня в день 6-8 месяцев.
Абсолютно все на корабле работают без выходных. 7 дней в неделю, минимум 10 часов в день. Мой выходной на корабле – это 5-6 часов между завтраком и ужином 6 раз в месяц. И тут тебе нужно решить, что важнее – пойти поспать, ведь ты уже отработал 3 часа, а впереди ещё 5. Или пойти на улицу, в незнакомый тебе город, съесть что-то необычное, искупаться в море, поехать на экскурсию. Я всегда выбирала второе.
Безусловно, работать на круизном лайнере очень тяжело – скорее даже морально, чем физически. Шесть-восемь месяцев ты находишься в железной коробке с одними и теми же людьми, изо дня в день делая одну и ту же работу.
Общее настроение на корабле не всегда радужное – и в трудные моменты ты тоже невольно поддаёшься слабости и начинаешь жалеть себя. Но потом понимаешь, что тебе это нравится – каждый день просыпаться в новом городе, бывать в местах, куда бы ты вряд ли поехал специально, проживать жизнь за контракт. Это не просто работа – это стиль жизни, только для очень сильных людей.
Юлия Иващенко
«Еще в институте я мечтала работать в отельном или туристическом бизнесе и путешествовать. После окончания вуза поехала на двухмесячную стажировку турагентом в Египет, потом отработала сезон на ресепшне в турецком отеле.
После этого решила устроиться на круизный лайнер. Позвонила в рекрутинговое агентство, заполнила резюме, отослала его вместе с необходимыми документами. Мне предложили работу продавцом экскурсий в экскурсионном бюро на судне. Я с радостью ухватилась за такую возможность. Уже через неделю меня пригласили на собеседование в Киев, потом было интервью с представителем работодателя из Италии на английском и немецком.
Контракт пришел неожиданно быстро – через четыре дня. Я подписала его, заплатила 1200 грн. за трудоустройство и кинулась оформлять морской сертификат и проходить медкомиссию, ведь через три недели мне уже надо было выходить в рейс. Паспорт моряка и виза мне не понадобились – сесть на борт судна я должна была в Петербурге. Заплатила половину будущего оклада за услуги агентству (около 4500 грн.). Купила билеты на самолет до Питера – эти деньги компания мне вернула с первой же зарплатой.
Сначала я работала на лайнере, который совершал круизы вдоль прибалтийского и скандинавского побережий. Лайнер был огромным: на борту было около 1000 человек персонала на 3500–4500 пассажиров! Меня ждала недельная стажировка, а потом – полноценная работа. График работы – с 8 утра до 12 дня, потом три часа перерыва и опять работа с 15 до 22 часов. И так каждый день. Моей задачей было продавать пассажирам как можно больше экскурсий в городах, где останавливался лайнер, и отвечать на все их вопросы. Еще мы сопровождали пассажиров на всех экскурсиях и потом следили, чтобы они вовремя и все вернулись на борт. К зарплате в конце месяца добавляли процент от продаж, так что в среднем я зарабатывала $1450–1550.
Через два с половиной месяца после начала работы лайнер отправили на плановый ремонт, а меня – на другое судно, которое путешествовало по Средиземному морю и к Канарским островам.
За девять месяцев контракта я побывала в 22 странах: в Норвегии, России, Италии, Испании… Кроме огромного опыта на лайнере, я нашла свою любовь: познакомилась со своим мужем. Он – македонец, работал крупье. После возвращения из рейса этой весной мы сразу поженились. А скоро мы вместе отправимся во второй рейс».
Ангелина
Я всегда очень хотела путешествовать, но, к сожалению, моя семья не могла этого позволить. Институт я совмещала с работой, но путешествия все равно оставались для меня мечтой. Тогда я стала искать программы работы за границей и увидела объявление о работе на американских круизных лайнерах. Связалась с агентством Petropol, прошла собеседование по скайпу. У меня был опыт в сервисе, и мне потребовалось меньше времени на подготовку, чем людям без опыта. Собеседование длилось около 20 минут, меня спрашивали, например, какие я знаю сорта винограда или как подается белое вино. Через месяц я получила контракт и счастливая прошла медобследование, получила визу и оформила другие документы. С момента обращения в агентство до отъезда прошло шесть месяцев.
Я работала на лайнере Navigator of the Seas с января по август прошлого года – это лайнер средних размеров с 15 палубами для 3–4 тысяч гостей и 1,5 тысячи работников. Первые три месяца мы ходили в Карибском море – были на Гаити, Ямайке, Багамах. Вторые три месяца мы были в Европе и заходили в Санкт-Петербург.
Работа в ресторанах – ежедневная, без выходных, тяжелая, порой даже грязная. В компании Royal Caribbean ассистенты официанта в первой половине дня работают в большом бесплатном буфете – Windjammer. Четыре часа подряд без перерывов нужно убирать со столов, стоять на станции напитков, пополнять тарелки и приносить гостям приборы. Во второй половине дня работа проходит в большом ресторане – Dining Room. Нужно все время подавать необходимое и убирать ненужное со столов гостей. И делать это очень быстро. После первого ужина приходится начинать заново, потому что есть еще второй поток гостей. Получается примерно десять часов рабочего времени в день.
Первые две недели работать в таком темпе тяжело, но человек же ко всему привыкает. Через некоторое время у всех остаются силы после работы заходить в Сrew Bar, доступ в который есть только у работников. Там часто устраивают вечеринки с бесплатным пивом и громкой музыкой, так что можно повеселиться. Гостевыми барами нам пользоваться нельзя, так же как и бассейном, солярием, клубами, игровыми автоматами, лифтами. Иногда для работников открывают доступ на несколько часов в какую-то из этих зон.
Сергей
Высшая точка для артиста балета – это работа за границей. При таком раскладе можно набраться танцевального опыта, получать стабильную зарплату в валюте и посмотреть мир. До того как отправиться на лайнер, я работал в коллективе Надежды Кадышевой. К нам на репетиции заглянул агент, который предложил пройти отбор в американскую круизную компанию премиум-класса Celebrity Cruises. И меня, и мою жену утвердили.
Контракты обычно длятся семь месяцев (полгода на лайнере и месяц тренировок на базе компании в США), перерывы между ними около двух месяцев: нам надо заземляться.
Первоначальная ставка танцовщика составляет в среднем 2 тысячи долларов в месяц и с каждым последующим контрактом увеличивается на 150 долларов. Потолка нет. Я отработал 11 контрактов, то есть примерно девять лет. Меня возненавидят за такие слова, но это шикарная работа. Мы просыпались, когда хотели, занимались своими делами, завтракали и обедали, где хотели. Если мы были в порту, старались долго не спать и после провода гостей в город сваливали на пляж. Каждый вечер начинался с двухчасового генерального прогона, а продолжался двумя шоу. После этого мы тоже были предоставлены сами себе. У нас в репертуаре было три постановки с миксами на известные темы – мюзиклы Бродвея, рок-н-ролл, Cirque du Soleil. В постановке участвовали 11 танцовщиков и пять певцов.
Видео
Источники
Чего ожидать от работы на круизном лайнере?
Заработная плата, проценты с продаж и чаевые на круизном лайнере
На самом деле все должности на борту круизного лайнера можно смело разделить на три категории в отношении оплаты, а именно:
- Фиксированная зарплата – Фиксированная зарплата варьируется, конечно же, от должности, а иногда и от национальности. Например, персонал из таких стран как: Англия, США, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, занимают позиции намного выше, и соответственно зарабатывают намного больше чем, например, персонал из Мексики, Филиппин, России или Украины. Также многое зависит от компании, в которой Вы собираетесь работать, от длительности круизов, от класса клиентуры, но как правило разница не существенная.
К данной категории оплаты можно отнести такие должности как: медсёстры, круиз стафф и прочее. - Оплата основанная на чаевых или типсах – почти в каждом круизе пассажиры заранее информируются о том, что на борту приветствуются чаевые и это является чуть ли не обязательным моментом. Как правило, они дают чаевые в размере от 2 до 3 долларов за человека в день официантам, барменам, работникам рум-сервиса.
- Проценты с продаж – по данной системе работают такие должности как: фотографы, парикмахеры, продавцы подарков и другие. Система достаточно проста, то есть чем больше продал товара, тем больше заработал. Как правило, процент составляет 3-10 процентов.
Свободное времяпрепровождение персонала
Разумеется, у каждого члена экипажа на борту есть свободные от работы часы, кому-то удаётся за это время вылезти в каком-нибудь порту, а кому-то даже времени поспать не хватает. В общем, если позволяют часы работы, то в свой законный брейк или дей-офф (это не то, что может показаться на первый взгляд) можно поваляться на пляже, или пройтись по городу.
Если же Вы находитесь в море, то большинство членов персонала предпочитают проводить время в крю-баре, за разговорами с коллегами за бутылкой пива. На большинстве судов имеется тренажёрный зал для персонала, где Вы можете скинуть пару килограммов лишнего веса, которые наели в крю-мессе (столовой для персонала), если конечно на это останутся хоть какие-то силы. На некоторых судах оборудованы специальные компьютерные классы, для того, чтобы делать из обычных ламеров продвинутых хакеров.
Проживание
Большинство «новобранцев» по прибытии на судно, впервые увидев свою каюту, погружаются в небольшой шок от размеров сие жилья. Как правило, это настолько маленькое помещение размером примерно 2×3 метра, располагающее в себе двухъярусную кровать, небольшой стол и прочие принадлежности, необходимые для жизни. Как это было бы не удивительно, но придётся привыкнуть, всё-таки это ваш новый дом на несколько ближайших месяцев. Тип каюты очень сильно зависит от вашей позиции. «Крю» располагаются за вотерлинией, «стафф» повыше – более комфортные условия.
На старых судах, типа «Фантази класс» в Карнивале, душевые кабины и туалеты придётся делить на несколько кабин, 8-10, места всегда есть.. У «стафа» кабины более просторные и душ с туалетом располагаются в кабине, да и убирают мусор и меняют постельное белье, как правило, хаус-киппинг. В общем, всё для человека. Каюту вам придётся делить с руммейтом (сожитель), стараются селить по национальностям, но иногда как придётся.
Страхование
Страховка страховкой, но если вы чуть приболели – забудьте о том, что кто-то придёт к вам на помощь, максимум что сделают – это дадут какую-нибудь жаропонижающую таблетку. Помните о том, что заменить на работе вас некому, отсюда и проистекают такие жёсткие меры. Стоматологические услуги так же исключаются, болит зуб – будь добр залечи за свой счёт, а это очень не дёшево. Поэтому позаботьтесь о здоровье зубов, будучи ещё дома.
Униформа
На некоторые позиции работодатель заранее предупреждает о том, что может быть нужно будет взять с собой. К примеру, для мужчин: чёрные брюки, белая рубашка, для девушек: соответственно юбка, белая блуза. Но не акцентируйте на этом особое внимание, так как обо всём вас поставят в известность при найме. На некоторых судах униформу нужно купить в начале контракта, если нет денег, то вычтут из первой зарплаты.
Обувь у всех должна быть так же специфическая, купленная на борту, на специальной подошве, страхующих от скольжения и как результат падений – этакие абсолютно не удобные «колодки». Конечно же, можно после некоторого времени начать носить свою более удобную обувь, но на свой страх и риск, так как повсюду как на катке. И учтите, что если вдруг, не дай Бог, вы подскользнётесь и получите какую-либо травму, то на страховку можете рассчитывать только при условии, что на вас была одета именно та обувь, которая была куплена на борту. Иначе, вину повесят именно на Вас!!!
Всю униформу и личные вещи вы стираете сами, в специальных оборудованных помещениях. Но вы всегда можете поручить данную работу кому-нибудь из коллег – «фрилансеров», за символическую плату. Тоже самое касается и уборки кают.
Плюсы и минусы
Один из основных плюсов работы на круизном лайнере – это отсутствие лишних расходов, ведь за еду и проживание платить не придется. А еще – жизнь в постоянном путешествии, мечта многих. За шесть месяцев круиза можно объездить полмира. Удостоверение, которое выдается сотрудникам лайнера, позволяет выходить в каждом порту по пути следования судна, если в это время нет никаких рабочих обязанностей. Круизные лайнеры отправляются из крупнейших портовых городов мира: в США это может быть Нью-Йорк или Майами, а в Европе – Амстердам, Неаполь, Барселона, Марсель. Круг общения расширяется удивительным образом, многие коллеги потом остаются друзьями на всю жизнь. Для сотрудников лайнера есть свои кафе, спортзалы, бары, центры красоты, парикмахерские. Скучать на корабле, тем более таком огромном, точно не придется. Однако будем честны, не все так радужно.
Один из важных минусов работы на лайнере, который отмечают большинство сотрудников, – это психологическое давление. Постоянный стресс, усталость, не всегда адекватные клиенты, которые, тем не менее, “всегда правы”, отсутствие личного пространства и дома, куда так приятно возвращаться после работы. На лайнере много правил, которые нельзя нарушать под страхом увольнения. Опоздание, распитие спиртных напитков в рабочие часы, претензии клиентов – за все это по голове не погладят, а скорее всего, – попросту уволят. Ведь, несмотря на тяжелые условия труда, желающих устроиться работать на круизный лагерь предостаточно.
Как устроиться на круизный лайнер?
Наниматели предъявляют к соискателям работы на круизных лайнерах достаточно жесткие требования.
К ним относятся:
- Возраст претендента от 21 года и не старше 35 лет.
- Знание иностранных языков, хотя бы одного. Чаще всего английского. Если вы знаете помимо него еще другие языки, то это существенно повысит ваши шансы быть принятым на работу.
- Опыт работы по специальности – не меньше года.
- Наличие рекомендательного письма с места работы, на которую вы претендуете.
- Человек должен быть полностью здоровым.
- Приятная внешность, никаких татуировок и пирсинга на открытых местах.
- Отсутствие судимости и справка, подтверждающая данный факт.
Устроиться работать на корабль можно двумя путями: самостоятельно или через специальные агентства, так называемые “крюинги” (от английского слова “crew” – “экипаж”). Первый вариант подходит больше для работников сферы развлечений – музыкантов, комиков, фокусников, певцов, или для менеджеров высшего звена с внушительным опытом работы, которые представляют большой интерес для компании. В основном же персонал лайнеров нанимают агентства.
На первом интервью – с агентом – задаются общие вопросы об опыте работы и проводится тест на знание английского языка. Такое интервью может происходить как в офисе компании, так и по скайпу. Если тест пройден удачно, а ответы на вопросы удовлетворили агентство, впереди следующий шаг – собеседование с непосредственным работодателем.
Для интервью с сотрудником круизной компании нужно подготовить пакет документов: обычно это 3 фото 3х4, 2 копии гражданского паспорта, заполненная анкета, которую можно скачать или запросить у агента, рекомендательное письмо по специальности на английском языке, справка о несудимости, Curriculum Vitae (резюме) на английском, а также дипломы и сертификаты, имеющие отношение к вакансии. Точный список документов нужно уточнять у каждой компании в индивидуальном порядке.
Если основное собеседование (скорее всего оно будет проходить по скайпу) увенчалось успехом, то начинается период ожидания контракта, который может продлиться от одного месяца до полугода. За это время нужно пройти медкомиссию, а также получить паспорт моряка и морской сертификат STCW-95. Это можно сделать как самостоятельно (за небольшие деньги пройти пятидневный курс в любом центре подготовки моряков), так и с помощью крюингового агентства. В сертификат включены следующие дисциплины: личное выживание, пожарная безопасность и организация пожаротушения, личная безопасность, оказание первой медицинской помощи и социальная ответственность.
Получение визы в страну, откуда отплывает круизный лайнер, происходит на основании полученного и подписанного контракта с круизной компанией (для стран Шенгенского соглашения необходима транзитная шенгенская виза типа C, а для США – морская транзитная виза C1/D).
Полезные ссылки
Агентства по подбору персонала в России, с помощью которых можно устроиться работать на круизный лайнер: Перун, Petropol, Global Vision.
Крупнейшие круизные компании мира, которые постоянно находятся в поиске сотрудников:
- Royal Carribean International (США),
- Carnival Cruise Line (США),
- Celebrity Cruises (США),
- Norwegian Cruise Line (США),
- Costa Crociere (Италия).
Кстати, именно на лайнере Costa Serena компании Costa Crociere был снят известный документальный сериал Cruise Ship Diaries от National Geographic.
Центры подготовки моряков, где можно пройти курсы на получение сертификата STCW-95:
- морской учебно-тренажерный центр “Сторм” (Москва),
- морской учебный центр ДОСААФ (Москва),
- Парусная Академия (Москва),
- учебный центр “Галс” (Ростов-на-Дону),
- Морской Технический Колледж (Санкт-Петербург).
Отзывы людей, работающих на круизных лайнерах
Интересен такой факт, что многие люди, впервые сюда попавшие, после окончания контракта заключают новый. Хотя если бы им об этом кто-то сказал раньше, многие из них просто бы не поверили. По отзывам работающих, можно легко представить, что предстоит тяжелая работа на круизном лайнере. СПб в этом случае ничем не отличается от Москвы или Токио.
Если у вас нет привычки справляться с трудностями, будет нелегко. Одна из помощников официанта говорит о том, что самое тяжелое для неё было вставать ранним утром, так как смена начиналась с 6 утра. Ей пришлось научиться не только рано просыпаться, но и успевать приводить себя в порядок минут за 10-15. За полгода у неё было только 6 выходных, да и то это были не полностью свободные дни, а лишь частично. Утром все равно приходилось работать, потом было часов 6 отдыха, которые можно было потратить на сон. Но это время было жалко тратить таким образом, когда была возможность выйти на берег и познакомиться с новым городом. Правда, такие возможности были редко, не всегда совпадали дни отдыха со стоянкой лайнера. В то же время некоторые работники, несмотря на тяжкий труд, говорят о том, что на лайнере царит вечная атмосфера праздника. Это яркий и фееричный мир, и безумно радует твоя сопричастность к нему.
Мария
Впервые о возможности работы на круизном лайнере я услышала, когда мне было 19 лет. Училась тогда в университете и подрабатывала официанткой. И с тех пор эта идея не покидала меня, но всегда находились отговорки. Получив первое высшее образование, я пошла на второе, тем самым оттягивая момент перемен.
Это не было спонтанным решением бросить всё и уехать, я не бежала от несчастной любви или ненавистной работы. Я просто следовала за своей мечтой – увидеть весь мир!
Друг моей подруги (как бы смешно это не звучало), который на тот момент уже работал на круизном лайнере, дал нам адрес сайта агентства в Одессе. Это очень помогло, ведь я могла быть уверена, что там меня не обманут. Есть много агенств, которые требуют заплатить немалые деньги за трудоустройство, которое на самом деле бесплатно.
И тут началось – собеседования, оформление документов, паспорта моряка, американской визы. Агентство предоставляет свои услуги за дополнительную плату, естественно. Но я всё это сделала сама, потратив 100$ на паспорт моряка и 160$ на взнос в посольство за визу.
Итак, у меня был контракт и все необходимые документы. Осталось только купить билет в один конец, билет в новую жизнь, который мне стоил 800$. И я летела на свой первый контракт в Сидней.
С момента, когда я чётко решила устроиться на круизный лайнер, до момента, когда я стояла в Борисполе с рюкзаком на плечах, прошло 6 месяцев. Так что не бросайте добиться своей цели, даже если в первые пару месяцев это кажется невыполнимым. Круизный лайнер – это огромный отель на воде. Работа есть для всех – от уборщика до капитана. Я работала в Celebrity cruises – это название компании, у которой 10 кораблей во флоте.
Основное требование на начальных позициях – это язык, а лучше два или три. Одним английским уже никого не удивишь.
Не имея опыта работы в международных компаниях высокого уровня, обычно, наши ребята (украинцы, русские, белорусы) работают барменами и официантами. Но это не так уж плохо – ведь зарабатывают они больше, чем девушки на рецепции или в бухгалтерии. Но и работа, конечно, не сахар.
Я начинала как помощник официанта, потом меня перевели в ресторан высокого уровня, потом я была сомелье, потом официантом. Так лет через пять можно дорасти до m’d hotel и получать от 5000$ в месяц. И это далеко не предел.
Мне повезло, в первый же день, ещё до посадки на судно я познакомилась с девочкой из Одессы, которая отработала уже 6 контрактов. Она меня водила, чуть ли не за ручку, всё показывала и рассказывала – что одевать, куда идти, где поесть, где постирать, как вести себя на работе. Самым трудным моментом для меня, неисправимой совы, было просыпаться по утрам. И под утром я подозреваю не 8-9 часов, наши смены начинались в 5.45, 6.30, не позднее восьми. И так изо дня в день 6-8 месяцев.
Абсолютно все на корабле работают без выходных. 7 дней в неделю, минимум 10 часов в день. Мой выходной на корабле – это 5-6 часов между завтраком и ужином 6 раз в месяц. И тут тебе нужно решить, что важнее – пойти поспать, ведь ты уже отработал 3 часа, а впереди ещё 5. Или пойти на улицу, в незнакомый тебе город, съесть что-то необычное, искупаться в море, поехать на экскурсию. Я всегда выбирала второе.
Безусловно, работать на круизном лайнере очень тяжело – скорее даже морально, чем физически. Шесть-восемь месяцев ты находишься в железной коробке с одними и теми же людьми, изо дня в день делая одну и ту же работу.
Общее настроение на корабле не всегда радужное – и в трудные моменты ты тоже невольно поддаёшься слабости и начинаешь жалеть себя. Но потом понимаешь, что тебе это нравится – каждый день просыпаться в новом городе, бывать в местах, куда бы ты вряд ли поехал специально, проживать жизнь за контракт. Это не просто работа – это стиль жизни, только для очень сильных людей.
Юлия Иващенко
«Еще в институте я мечтала работать в отельном или туристическом бизнесе и путешествовать. После окончания вуза поехала на двухмесячную стажировку турагентом в Египет, потом отработала сезон на ресепшне в турецком отеле.
После этого решила устроиться на круизный лайнер. Позвонила в рекрутинговое агентство, заполнила резюме, отослала его вместе с необходимыми документами. Мне предложили работу продавцом экскурсий в экскурсионном бюро на судне. Я с радостью ухватилась за такую возможность. Уже через неделю меня пригласили на собеседование в Киев, потом было интервью с представителем работодателя из Италии на английском и немецком.
Контракт пришел неожиданно быстро – через четыре дня. Я подписала его, заплатила 1200 грн. за трудоустройство и кинулась оформлять морской сертификат и проходить медкомиссию, ведь через три недели мне уже надо было выходить в рейс. Паспорт моряка и виза мне не понадобились – сесть на борт судна я должна была в Петербурге. Заплатила половину будущего оклада за услуги агентству (около 4500 грн.). Купила билеты на самолет до Питера – эти деньги компания мне вернула с первой же зарплатой.
Сначала я работала на лайнере, который совершал круизы вдоль прибалтийского и скандинавского побережий. Лайнер был огромным: на борту было около 1000 человек персонала на 3500–4500 пассажиров! Меня ждала недельная стажировка, а потом – полноценная работа. График работы – с 8 утра до 12 дня, потом три часа перерыва и опять работа с 15 до 22 часов. И так каждый день. Моей задачей было продавать пассажирам как можно больше экскурсий в городах, где останавливался лайнер, и отвечать на все их вопросы. Еще мы сопровождали пассажиров на всех экскурсиях и потом следили, чтобы они вовремя и все вернулись на борт. К зарплате в конце месяца добавляли процент от продаж, так что в среднем я зарабатывала $1450–1550.
Через два с половиной месяца после начала работы лайнер отправили на плановый ремонт, а меня – на другое судно, которое путешествовало по Средиземному морю и к Канарским островам.
За девять месяцев контракта я побывала в 22 странах: в Норвегии, России, Италии, Испании… Кроме огромного опыта на лайнере, я нашла свою любовь: познакомилась со своим мужем. Он – македонец, работал крупье. После возвращения из рейса этой весной мы сразу поженились. А скоро мы вместе отправимся во второй рейс».
Ангелина
Я всегда очень хотела путешествовать, но, к сожалению, моя семья не могла этого позволить. Институт я совмещала с работой, но путешествия все равно оставались для меня мечтой. Тогда я стала искать программы работы за границей и увидела объявление о работе на американских круизных лайнерах. Связалась с агентством Petropol, прошла собеседование по скайпу. У меня был опыт в сервисе, и мне потребовалось меньше времени на подготовку, чем людям без опыта. Собеседование длилось около 20 минут, меня спрашивали, например, какие я знаю сорта винограда или как подается белое вино. Через месяц я получила контракт и счастливая прошла медобследование, получила визу и оформила другие документы. С момента обращения в агентство до отъезда прошло шесть месяцев.
Я работала на лайнере Navigator of the Seas с января по август прошлого года – это лайнер средних размеров с 15 палубами для 3–4 тысяч гостей и 1,5 тысячи работников. Первые три месяца мы ходили в Карибском море – были на Гаити, Ямайке, Багамах. Вторые три месяца мы были в Европе и заходили в Санкт-Петербург.
Работа в ресторанах – ежедневная, без выходных, тяжелая, порой даже грязная. В компании Royal Caribbean ассистенты официанта в первой половине дня работают в большом бесплатном буфете – Windjammer. Четыре часа подряд без перерывов нужно убирать со столов, стоять на станции напитков, пополнять тарелки и приносить гостям приборы. Во второй половине дня работа проходит в большом ресторане – Dining Room. Нужно все время подавать необходимое и убирать ненужное со столов гостей. И делать это очень быстро. После первого ужина приходится начинать заново, потому что есть еще второй поток гостей. Получается примерно десять часов рабочего времени в день.
Первые две недели работать в таком темпе тяжело, но человек же ко всему привыкает. Через некоторое время у всех остаются силы после работы заходить в Сrew Bar, доступ в который есть только у работников. Там часто устраивают вечеринки с бесплатным пивом и громкой музыкой, так что можно повеселиться. Гостевыми барами нам пользоваться нельзя, так же как и бассейном, солярием, клубами, игровыми автоматами, лифтами. Иногда для работников открывают доступ на несколько часов в какую-то из этих зон.
Сергей
Высшая точка для артиста балета – это работа за границей. При таком раскладе можно набраться танцевального опыта, получать стабильную зарплату в валюте и посмотреть мир. До того как отправиться на лайнер, я работал в коллективе Надежды Кадышевой. К нам на репетиции заглянул агент, который предложил пройти отбор в американскую круизную компанию премиум-класса Celebrity Cruises. И меня, и мою жену утвердили.
Контракты обычно длятся семь месяцев (полгода на лайнере и месяц тренировок на базе компании в США), перерывы между ними около двух месяцев: нам надо заземляться.
Первоначальная ставка танцовщика составляет в среднем 2 тысячи долларов в месяц и с каждым последующим контрактом увеличивается на 150 долларов. Потолка нет. Я отработал 11 контрактов, то есть примерно девять лет. Меня возненавидят за такие слова, но это шикарная работа. Мы просыпались, когда хотели, занимались своими делами, завтракали и обедали, где хотели. Если мы были в порту, старались долго не спать и после провода гостей в город сваливали на пляж. Каждый вечер начинался с двухчасового генерального прогона, а продолжался двумя шоу. После этого мы тоже были предоставлены сами себе. У нас в репертуаре было три постановки с миксами на известные темы – мюзиклы Бродвея, рок-н-ролл, Cirque du Soleil. В постановке участвовали 11 танцовщиков и пять певцов.